Абсолютная истина — есть ли она, или всё субъективно и недоказуемо?
28.03.2025
Учение Маркса, как принято говорить, несокрушимо, поскольку оно истинно. Эту фразу обычно используют противники марксизма, чтобы подчеркнуть, что марксистское мировоззрение представляет собой замкнутую секту. Однако, если вдуматься, смысл этой фразы довольно прост.
Карл Маркс совершил по истине настоящую революцию в теории познания, решил самые актуальные вопросы философии своего времени. Он создал материалистическую диалектику — наиболее совершенный инструмент для анализа и преобразования реальности. Благодаря использованию материалистической диалектики человечество достигло невероятных высот. В каждой сфере деятельности можно найти подтверждение правоты Маркса. Эта фраза не относится к конкретным идеям Маркса о политических или экономических событиях. Она говорит о фундаментальных принципах марксизма, о новой теории познания.
Если человек признаёт процессуальную сущность материи и её первичность по отношению к идеям, классовую теорию и теорию общественно-экономических формаций, то он неизбежно примет и остальные идеи Маркса. В этих относительных истинах содержатся частицы абсолютной истины. Это легко увидеть, если рассматривать историю объективно. Нельзя быть марксистом лишь частично. Маркс оставил не систему взглядов и ценностей, а метод познания, который проявляется в каждой конкретной ситуации. Этот метод является абсолютным.
Это подводит нас к пониманию абсолютной и относительной истины, которое удачно сформулировал английский марксист Джон Хофман:
Разумеется, тот факт, что марксизм представляет собою мировоззрение и тем самым философское учение о Вселенной, не означает и не может означать, что он утверждает абсолютную истину вне исторического мира. Ибо истинные знания о Вселенной, как и сама Вселенная, могут только углубляться, развиваться и расти от одного исторического периода к другому. Такая истина абсолютна, ибо она совершенно реальна, но она в то же время обязательно относительна, так как она может находить свое выражение только частичным и исторически обусловленным образом. Истина абсолютна и относительна, и если она не является той и другой, то её вообще нет. В этом диалектический материализм решительно порывает с метафизикой более чем двухтысячной давности, но в то же время продолжает творчески основываться на ней.
Таким образом, марксизм, или, точнее, марксистская теория познания — материалистическая диалектика — абсолютна в том смысле, что она проявляется в каждом конкретном элементе реальности. Именно это видят люди, которые понимают, о чём писал Маркс, какие проблемы познания он решал.

Конечно, если рассматривать эту фразу как политическое или экономическое высказывание, как это делают антимарксисты, то получится пугало, соломенное чучело, удобное для устрашения и борьбы. В действительности же, любой антимарксист — это человек, который пытался понять Маркса, но не смог. Их не нужно ненавидеть — им нужно помочь.
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot
Комментарии