Августин Аврелий

07.06.2024

~3мин

От платоновской пещеры до кабинета Маркса

Наиболее выдающимся из «отцов церкви» был Августин Аврелий. Чтение трактатов Цицерона пробудило в нем желание изучать философию, а также побудило его к поиску истины. Сначала он изучает манихейство (в частности их учение о дуализме добра и зла), далее уходит в академический скептицизм, и наконец приходит к неоплатонизму, изучает труды Плотина. Истину Августин находит в христианстве. Философия Августина — это симбиоз христианских и древних античных доктрин (в частности, неоплатонизма).

«Идеализм Платона в метафизике, абсолютизм в теории познания, признание различия духовных принципов в структуре мира (добрая и плохая душа, существование отдельных душ), упор на иррациональные факторы духовной жизни — все это повлияло на формирование его собственных воззрений».

Единственная цель и смысл человеческого духа — познание бога и божественной любви. Августин таким образом осуществил то, что у его предшественников только обозначено, - он сделал бога центром философского мышления (теоцентризм). Так как душа выше тела, воли, чувств и разума, бог первичен. Существование бога вытекает из его собственного существования, его существование независимо, всё остальное существует благодаря богу.

Человек, по августинизму, может достичь счастья только через соединение с богом. Соединиться он с ним может, познав его и испытав душу. Душа не имеет ничего общего с биологическими функциями, она не материальна и обладает функциями мышления, воли, памяти. Душа близка к богу и бессмертна.

Основа духовной жизни — воля, но не разум. Сущность каждой вещи проявляется в её активности, но не в её пассивности. Так как разум пассивен, а воля активна, то именно воля характеризует человеческую сущность. Воля относится и к божественной сущности. Таким образом августинизм переходит к волюнтаризму (концепция, игнорирующая объективно существующие условия и приписывающая божественной или человеческой воле основную роль в развитии природы и общества).
Августин считал, что познание возможно. Само сомнение в чем-либо есть достоверность сознания. Осознание сомнения есть непоколебимая истина. Августин искал точку опоры в познании, и видел ее в сознании человека, то есть в душе. Авторы «Истории философии в кратком изложении» описывают это так:

«Когда человек погрузится в познание своей души, он найдет там содержание, которое не зависит от окружающего мира. Это лишь видимость, что люди черпают свои знания из окружающего мира, в действительности они находят их в глубинах собственного духа. Сущность теории познания Августина — априорность; творцом всех идей и понятий является бог. Человеческое познание о вечных и неизменных идеях убеждает человека, что их источником может быть лишь абсолют — вечный и надвременный, бестелесный бог. Человек не может быть творцом, он лишь воспринимает божественные идеи».

image1.jpeg

Истину о боге может познать только вера. Вера больше относится к воле, чем к разуму. Вера и разум дополняют друг друга. Наука не должна быть автономной, по Августину, а разум в свою очередь не должен быть мерой истины и единственным средством познания. Вера в бога — исходное человеческого познания. На этом смысловом фундаменте построилась дальнейшая схоластика. Человеческое познание имеет два источника: чувственный контакт с окружающим миром и приобретение знаний от других людей (последний источник и есть вера).

Предшественники Августина Аврелия видели источник веры в Библии, он же провозгласил авторитетным источником церковь, что соответствовало тому этапу развития христианской философии. С теодицеей (объяснение наличия зла в сотворенном богом мире) в философии Августина всё немного сложнее:

«С одной стороны, мир как творение бога не может быть недобрым. С другой стороны, существование зла несомненно. При определении понятия теодицеи, или защиты совершенства творения, Августин исходил из того, что зло не принадлежит природе, но является продуктом свободного творчества. Бог создал природу доброй, но отравила её злая воля. С этим связан другой тезис: зло не является чем-то, что абсолютно противоположно добру, оно есть лишь недостаток добра, его релятивная ступень. Нет абсолютного зла, лишь добро абсолютно. Зло возникает там, где ничто не делается хорошо, зло — это отвращение от высших целей, это либо гордыня, либо вожделенность. Гордыня проистекает из стремления обойтись без бога, вожделенность — из страстей, направленных на преходящие вещи. Следующий аргумент теодицеи Августина состоит в том, что зло не нарушает гармонии мира, но необходимо для нее. Наказание грешников так же не противоречит этой гармонии, как и вознаграждение святых. Августин, таким образом, не отрицает наличия зла в мире, однако понимает его чисто негативно, как отсутствие добра».

Неравенство, по августинизму, присуще общественной жизни. Земная иерархия — отражение небесной иерархии. Одновременно с этим Августин ссылается и на христианскую идею равенства всех людей перед богом, так как все люди происходят от одного праотца. Человеческая и божественная история едины, они текут в противоположных, но неразделимых сферах. Они содержат бой двух царств (градов) — божьего и земного. Дуализм бога и природы переносится и на общественные отношения. Чтобы принадлежать к прогрессивному, по августинизму, граду божьему, Августин считал, что человек должен покориться богу и церкви.

Августин Аврелий дал надежный фундамент для развития схоластики и укрепления церкви. Он имел много последователей, а его идеи будут упоминаться на протяжении почти всей последующей истории философии. Может показаться, что патристика — это не совсем нужный фрагмент для того, чтобы понять в дальнейшем материалистический диалектический метод познания реальности. Однако философские концепции сильно связаны друг с другом, предыдущая имеет зачатки последующей.

Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot

Рекомендуемые статьи

13.09.2024

Люди стали друг другу чужими или эгоизм нам дан от природы?

29.05.2024

Атомисты

06.06.2024

Средневековье, становление христианства и философские течения в этот период

25.09.2024

Заметки на полях марксизма: введение к критике гегелевской философии права

31.05.2024

Платон

26.07.2024

Стоицизм: современный метод против депрессии или философское течение?

Комментарии