Банкротство науки: почему в XXI веке люди больше верят гадалкам и колдунам, нежели учёным?

27.01.2025

~2мин

В настоящее время наблюдается стремительный рост антисциентизма, выражающийся в том, что всё чаще можно услышать мнение о достижении наукой своего предела и необходимости переосмысления или даже контроля со стороны фундаментальной философии. Уровень недоверия к науке также стремительно растёт.

Наука — это инструмент познания реальности, и каждая отдельная наука исследует свою область, но реальность существует как единое целое и не делится на множество фрагментов в нашем восприятии. В мире живой и неживой материи не существует отдельных физики, биологии или химии — они всегда представляют собой единый процесс. Мир целостен, хотя научный метод предполагает разделение и анализ.

Гастон Башляр

Анализ отдельных элементов реальности является неотъемлемой частью процесса познания. Невозможно анализировать всё бытие в целом, как это пытался сделать Гегель, что привело к абсолютному идеализму, который объясняет всё и не объясняет ничего. Проблема заключается в том, что современные учёные, воспитанные на антимарксистских идеях Запада, пытаются поставить науку во главу общества. Учёные доказывают это, учёные говорят, как должно быть, учёные объясняют, почему нельзя делать так — такими заголовками пестрит информационное пространство. Однако науки — это лишь отдельные направления познания, в то время как мир представляет собой единый клубок процессов и противоречий. Именно такой подход, основанный на бравировании «фактами», которые сами по себе ничего не доказывают и не опровергают, является центральным в современном научном познании. Поэтому науки не понимают реальность, но учёные всё ещё находятся в позиции всезнающих гуру, которые достают ответы на все вопросы из кармана, основываясь на «фактах».

Это привело к росту популярности таких мыслителей, как Башляр и Фейерабенд, которые, по сути, разрушили здание современной науки. Первый провозгласил, что учёные создают теоретические модели реальности, не анализируя её, а второй пришёл к выводу, что невозможно объективно оценить истинность или ложность научных утверждений, поэтому остаётся только выбирать концепции на основе веры, которые могут быть одинаково истинными или ложными. В этом также можно увидеть влияние Канта с его «вещами в себе», которые принципиально непознаваемы. Самое смешное, что серьёзной критики со стороны современных сциентистов, которые ставят некий «научный метод» познания во главу любого исследования, рассуждения Башляра и Фейерабенда не получили, потому что в рамках мышления сциентизма ответить на них нечего.

Пол Фейерабенд

Только марксизм дал принципиальный ответ, который порвал с кантовским непознаваемым, башляровским отрывом науки от реальности и фейерабендовским научным анархизмом. Именно материалистическая диалектика как основной метод познания и развития стала ответом, который провозглашает принципиальную познаваемость реальности и высокое качество научного познания. Любой другой путь познания неизбежно ведёт либо к Канту с его принципиальной непознаваемостью мира из-за «вещей в себе», либо к Гегелю с его Абсолютным духом — другого выхода за пределами марксизма не существует.

Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot

Рекомендуемые статьи

04.11.2024

С чего начать изучать марксизм? Понять его чрезвычайно сложно — хотя многие утверждают обратное

23.08.2024

Как грубил и матерился Ленин, (причём даже в своей публицистике)?

15.10.2024

«Разделить страны БРИКС, чтобы они не могли сопротивляться НАТО!» - натовский чиновник. США не потерпят конкуренции

17.06.2025

Именно производство является основой всякого развития общества — прав ли в этом Маркс?

30.07.2024

Что представляет собой мир-системный анализ и почему он далёк от марксизма-ленинизма

13.07.2024

Добровольное превращение в колонию: в Молдавии пройдёт референдум о сдаче суверенитета в пользу ЕС и США

Комментарии