Человечество развивается благодаря общественному производству — а отнюдь не идеям и другим абстракциям

14.10.2025

~3мин

Центральное положение марксизма о первичности общественного производства часто подвергается вульгаризации и сводится к примитивному экономическому детерминизму. Критики представляют дело так, будто Маркс отрицал самостоятельную роль политики, культуры или идеологии. Однако такой подход игнорирует диалектическую сущность марксистского метода. Марксизм есть монистическое учение, исходящее из материального единства мира, но это отнюдь не означает отрицания сложной взаимосвязи всех элементов общественной жизни. Вопрос заключается не в отрицании их значения, а в выявлении фундаментальной основы, которая в конечном счёте определяет историческое развитие.

Почему же именно производство материальной жизни занимает это ключевое место? Ответ кроется в самой природе человека как биосоциального существа. Исторический материализм начинается с простого, но фундаментального факта: прежде чем заниматься политикой, наукой, искусством или религией, люди должны иметь пищу, одежду, жилище. Сама возможность существования человека и общества зависит от способа добывания этих жизненных средств. Именно труд, то есть преобразование природы для удовлетворения человеческих потребностей, выделил человека из царства животных и стал основанием всей человеческой истории.

Диалектический характер этого процесса раскрывается через взаимное преобразование человека и природы. Человек, воздействуя на природу с помощью орудий труда, изменяет её, но одновременно изменяется и сам. Преобразованная человеческим трудом природа становится новой реальностью, которая формирует самого человека, его способности, потребности и сознание. Это не линейный причинно-следственный процесс, а именно диалектическое взаимодействие, где причина и следствие постоянно меняются местами. Орудия труда, технологии навыки — это не просто средства добывания пропитания, но и материальные носители общественного развития.

Развитие производства создаёт способ жизнедеятельности общества. С появлением прибавочного продукта возникают материальные предпосылки для разделения труда, социального расслоения, появления классов и государства. Свободное время, высвобождаемое благодаря росту производительности труда, становится пространством для развития культуры, науки, искусства. Однако характер этого развития, его содержание и направление определяются господствующими производственными отношениями. Античное искусство невозможно представить без рабовладельческого способа производства, как и современную науку без капиталистической индустриализации.

Общество всегда первично по отношению к индивиду. Даже самый гениальный человек является продуктом своего времени и социальной среды. Его мышление, творческие способности, мировоззрение формируются под влиянием существующих материальных условий. Язык, знания, навыки, технологии — всё это наследие коллективной деятельности многих поколений. Человек, пытающийся изолироваться от общества, всё равно остаётся его продуктом — он продолжает мыслить категориями, выработанными обществом, использовать знания, накопленные обществом.

Маркс открыл не просто экономический фактор, а фундаментальный закон исторического развития. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Это не означает, что политические битвы или философские дискуссии являются простым отражением экономических интересов. Надстройка — право, политика, религия, искусство — обладает относительной самостоятельностью и активно влияет на базис. Однако в конечном счёте характер этого влияния, его пределы и направление определяются потребностями развития производительных сил и соответствующих им производственных отношений.

Современная эпоха наглядно подтверждает эту закономерность. Глобализация, цифровая революция, изменение характера труда — все эти процессы имеют своей основой коренные преобразования в способе производства. Новые информационные технологии не просто создают новые средства коммуникации, но и трансформируют социальную структуру, политические институты, культурные практики. Однако и сегодня, как и во времена Маркса, способ организации производства определяет характер общественных отношений.

Таким образом, приоритет общественного производства в марксистской теории объясняется не идеологическими предпочтениями, а научным анализом исторического процесса. Признание этого фундаментального положения не умаляет значения других сфер общественной жизни, но позволяет научно объяснить их происхождение и развитие, вскрыть их материальные корни.

Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot

Рекомендуемые статьи

20.05.2024

В США не ожидали такой дерзости от Макрона: он пошёл на сближение с Россией, что разозлило Байдена. Поездка Си Цзиньпина и её животворящий эффект?

04.09.2025

Тарифная политика ломает правила старого мира. Политические расклады меняются, и это затронет каждого

17.06.2025

Именно производство является основой всякого развития общества — прав ли в этом Маркс?

04.11.2024

С чего начать изучать марксизм? Понять его чрезвычайно сложно — хотя многие утверждают обратное

23.08.2024

Как грубил и матерился Ленин, (причём даже в своей публицистике)?

28.01.2023

Снова о теории марксизма. Нужно ли для её обновления привлекать широкие народные массы?

Комментарии