Чем мотивировать людей на труд при коммунизме, если там всё у всех будет и так?

05.09.2025

~2мин

Вопрос мотивации труда при коммунизме требует диалектико-материалистического анализа, свободного от буржуазных спекуляций о «природной лени» человека. Критики марксизма, утверждающие, что уничтожение классового антагонизма, якобы, лишит общество развития, демонстрируют непонимание базовых принципов исторического материализма. Действительно, классовая борьба была главным двигателем истории в антагонистических формациях, но коммунизм представляет собой качественно новую ступень, где развитие определяется сознательным творческим освоением природы.

Исторический опыт первобытно-общинного строя, существовавшего тысячелетия без классов, опровергает тезис о необходимости классового антагонизма для прогресса. Противоречие между человеком и природой, необходимость повышения производительности труда для выживания и развития — вот что двигало вперёд первобытное общество. При коммунизме это противоречие приобретает новое качество: не борьба за выживание, а целенаправленное преобразование природы для раскрытия человеческого потенциала.

Мотивация труда в коммунистическом обществе коренным образом отличается от капиталистической. Уничтожение отчуждения труда, когда рабочий становится хозяином средств производства, превращает труд из принудительной необходимости в свободную творческую деятельность. Как отмечал Маркс, при коммунизме труд становится первой жизненной потребностью, а не единственным средством к существованию. Это подтверждается примерами творческих профессий и научной деятельности, где внутренняя мотивация значительно превосходит внешние стимулы.

Современный уровень развития производительных сил создает материальные предпосылки для такого перехода. Автоматизация и роботизация могут освободить человека от монотонного труда, оставив за ним творческие и управленческие функции. Космические исследования, экологические проекты, решение глобальных проблем — вот потенциальные направления для приложения человеческой энергии при коммунизме.

Временное поражение социалистического блока в XX веке замедлило, но не отменило эту историческую тенденцию. Современные кризисы капитализма — экологический, энергетический, социальный — подтверждают необходимость перехода к плановой экономике и рациональному использованию ресурсов. Мотивацией для этого перехода становится не абстрактная идея, а конкретная необходимость выживания человечества как вида.

Таким образом, коммунистическая мотивация труда представляет собой не утопию, а закономерный результат развития производительных сил и производственных отношений. Устранение эксплуатации и отчуждения создает условия для подлинно человеческого труда, где мерой богатства становится свободное время для творческого развития личности. Это не означает прекращение развития, а напротив, открывает новые горизонты для освоения природы и космоса.

Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot

Рекомендуемые статьи

20.05.2024

В США не ожидали такой дерзости от Макрона: он пошёл на сближение с Россией, что разозлило Байдена. Поездка Си Цзиньпина и её животворящий эффект?

24.08.2024

Любимая поэма Сталина, именно ей восхищался вождь

30.07.2024

Что представляет собой мир-системный анализ и почему он далёк от марксизма-ленинизма

23.08.2024

Как грубил и матерился Ленин, (причём даже в своей публицистике)?

17.06.2025

Именно производство является основой всякого развития общества — прав ли в этом Маркс?

22.06.2024

Франция готова воевать с Израилем: Париж обещает помощь Ливану в случае вторжения в него Тель-Авива. Раскол в системе?

Комментарии

М

марксист

06.09.2025 06:05

1. «…классовая борьба была главным двигателем истории в антагонистических формациях». – Это ложный тезис, который опровергает сам автор в следующем абзаце своей статьи: «…Исторический опыт первобытно-общинного строя, существовавшего тысячелетия без классов, опровергает тезис о необходимости классового антагонизма для прогресса.» Под «прогрессом» развития человечества автор понимает разрешение «Противоречий между человеком и природой, необходимость повышения производительности труда для выживания и развития — вот что двигало вперёд первобытное общество». Утверждение о классовой борьбе, как двигателе истории есть заблуждение автора, возникшее вследствие намеренного искажения марксистской теории. Приоритет «классовой борьбы» привел к неисчислимым страданиям человечества и морям крови. А что есть цель классовой борьбы? – Конечно власть пролетариата, скажет любой пролетарий. Только он не ответит на простой вопрос: «А зачем пролетариату власть?». Я этот вопрос задавал множество раз и ответа не получал НИКОГДА! Потому отвечаю словами Маркса: «…для установления Нового Способа общественного производства»!!!!!!!!!!!!!!!

Ответить на комментарий

М

марксист

06.09.2025 06:06

1. Т.е. для искажения теории Маркса был изменен главный приоритет: борьба классов осуществляется за установление нового Способа общественного производства, а её предметной областью служит весь спектр борьбы за власть – от булыжника с мостовой(вспомним знаменитую скульптуру Мухиной), до диктатуры пролетариата. Т.е. двигателем общественного развития является развитие (борьба) Способов общественного производства, представленные в истории «антагонистическими»(?) классами. (Они не являются антагонистическими, т.к. делают общее Дело. Они имеют противоречия, не являющиеся антагонистическими. Пролетариат не обладает достаточным интеллектуальным ресурсом, организационным, финансовым, мировоззренческим и потому ОБЪЕКТИВНО не способен заменить буржуазию. Это делает авангард пролетариата – коммунистическая партия(в высшем руководстве РСДРП не было рабочих), которая занимается подготовкой указанных кондиций в пролетарской среде посредством пропаганды и установления новой системы образования – период социалистического строительства).

Ответить на комментарий

М

марксист

06.09.2025 06:07

2. «Мотивация труда в коммунистическом обществе коренным образом отличается от капиталистической. Уничтожение отчуждения труда, когда рабочий становится хозяином средств производства,…» - автор умолчал о сущности мотивации в ком-ом обществе: таковым является Свободный Труд(«человеческого труда»). Аксиоматика теории Свободного труда: 1. РЕЗУЛЬТАТЫ ТРУДА ПРИНАДЛЕЖАТ ТРУЖЕНИКАМ. 2. Труженикам принадлежат средства производства. 3. Труженики управляют производством. 4. Труженики создают «Научно-образовательный Центр пожизненного образования и восхождения личности». 3. «мерой богатства становится свободное время». Свободное время становится главной целевой установкой общественного производства, т.к. основные материальные потребности общества удовлетворены на стадии отказа от капитализма(производственные фонды сегодня позволяют удовлетворять общественные потребности при занятости нескольких часов в неделю). Понятие «богатство» утрачивает приоритет и заменятся «достатком». Общественное производство направлено на обеспечение Свободного времени труженикам для личного и общественного развития - раскрытия человеческого потенциала.

Ответить на комментарий