Чем различаются между собой психиатрия и психология? Марксистский ответ
01.12.2024
Разницу между психиатрией и психологией сможет сформулировать не всякий. Настолько плотно они переплетены, что развязать их представляется практически нереальной задачей. Но если мы называем и первое и второе наукой, то определяющим фактором должен быть предмет исследования, а всё остальное вторично. Математика и физика могут пользоваться схожим методологическим аппаратом, но они чётко делятся на две независимые науки, потому как первая работает с абстракцией количества, а вторая - с динамическими процессами в природе.
Психиатрия и психология также имеют схожий методологический аппарат, однако имеют и ряд различий. Психиатрия исследует конкретные нарушения рассудка человека, которые проявляются в его взаимодействии с миром. То есть человек психически нездоровый явно проявляет свою нездоровость — он принимает круглое за квадратное, а холодное за теплое, если говорить максимально упрощённо. Выявить психически нездорового человека в большинстве случаев (за исключением определённых недугов) можно и не имея соответствующей специализации. Психиатрия за столетия практики выработала конкретные рецепты, которые в том числе включают в себя длительное лечение препаратами и принудительное нахождение в лечебнице. Так, она работает с нарушениями физиологических функций нервной системы, которые проявляются во взаимодействии индивида с окружающий миром.
А что психология? За свою довольно молодую в качестве науки жизнь психология выработала потрясающий аппарат исследования, но так и не разобралась, что конкретно она исследует. Грубо говоря, сегодня психология пытается анализировать «индивида как такового», «индивида в себе», но это изначально путь в никуда. Ещё Аристотель говорил, что единичное исследовать невозможно, а каждый индивид в конечном счёте - штучный товар. Да, психология выработала различные тесты и методики анализа, которые порой дают определённый терапевтический эффект. Но именно что «порой». Когда психиатр видит перед собой больного с конкретной проблемой, если он точно её установил, он сможет прописать конкретное же лечение, которое даст прогнозируемый эффект. В случае с психологом всё иначе — базируясь на выкладках крупнейших специалистов в своей области, он вполне вероятно не сможет действительно помочь человеку, даст лишь самые обобщённые советы, которые в лучшем случае приоткроют насущные проблемы человека с новой стороны. Абсолютно таким же эффектом обладают сократические диалоги (метод майевтики) или религиозная исповедь.
Проблема психологии как науки в том, что она игнорирует марксизм. Пытаясь исследовать индивида, как обособленный субъект, психология уже совершает непоправимую ошибку, потому как сначала появляется общество, и только потом появляется индивид, который несёт на себе отпечаток общества и является его конкретным проявлением. Сознание возникает именно как общественный продукт, вне общества сознания нет и быть не может, а именно сознание является первоосновой личности и индивидуальности. Соответственно психология не может не быть политэкономической, историко-материалистической, марксистской. Ведь для научного понимания конкретного индивида требуется проанализировать корень его индивидуальности, а находится он именно в совокупном обществе.

Соответственно, если психология изучает конкретного индивида, то сперва ей нужно двумя ногами встать на фундамент изучения общества. Тогда психология сможет изучать сознание, то есть форму социальной самоинтерпретации человека в рамках общества. Вот здесь уже с целым арсеналом политэкономических знаний перед психологией раскрывается непаханое поле работы, ведь именно в вопросе самопонимания индивида, как части общества, и кроется большинство психологических проблем. Но для решения этих проблем требуется понимать, почему конкретный индивид чувствует дискомфорт при взгляде на себя в рамках общественных отношений. Это и есть задача психологии, это и есть предмет её исследования — сознание.
Соответственно, его можно и нужно в рамках научной терминологии отделить от мышления, которым уже должна заниматься психиатрия. Мышление можно наблюдать и у примитивных животных, это конкретное внешнее проявление внутренней физиологии. Однако нарушения в мышлении по итогу могут приводить и к нарушениям в сознании, поэтому, конечно, психологии и психиатрии придётся работать сообща, равно как и всем наукам, ведь каждая наука объясняет свой клочок реальности, но после этого всегда идёт объединение полученных знаний в единую картину.
Вопрос соотношения марксизма и психологии крайне интересен и малоисследован. Рекомендуем к прочтению непопулярную в России книгу Люсьена Сэва «Марксизм и теория личности», где вы сможете почерпнуть для себя много полезного.
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot
Комментарии
Л
Лев Волков
03.12.2024 13:18
Однобоко представлен вопрос. При описании различий психиатрии и психологии, ставится акцент на критике второй, в то же время первую хвалят за выработанные столетиями практики рецепты помощи. А говоря об отделении мышления от сознания, как предметов психологии и психиатрии, говорит уже о не знании материала, о котором пишут в этой статье. Можно оправдать, что речь идёт о современном положении наук. Но если большее внимание отдать психиатрии, то мы сталкиваемся с огромной проблемой определения точного диагноза пациента, который скорее всего будет обоснован эндогенной природой. А современная проблема фармакологии в психиатрии ставит под сомнение её научное обоснование решения психических заболеваний. Если речь идёт о науках вообще, можно обратиться ко всеми уже избитому психоанализу дедушки Фройда, там мы обнаруживаем такое понятие как Супер-Эго, что, грубо говоря, переводится как общество. Получается, товарищи психологи о влиянии общества на личность индивида знают, по меркам существования науки психологии, чуть ли не с её основания. А психиатрия в то время всё пыталась понять органическую природу истерии у женщин, хотя, как показал Фройд, основой этого недуга выступал жизненный опыт самого пациента, а не органическое поражение. Если посмотреть на современность, психиатрия не сильно в этом плане изменилась. Но, по-моему самое важное, что не было затронуто в статье, это советские школы психологии и психиатри. О советской психиатрии у меня нет знаний, чтобы судить как-либо о ней, но не обратить внимание на советскую психологию, говоря о недостатке этой науки в отсутствии связи с марксизмом, это невежество. Совесткая психология прекрасно понимала сознание как продукт общества. И на этой основе родились культурно-исторический подход Выготского, деятельностный подход Леонтьева, психодинамическая теория Мясищева, теория установок Узнадзе и т.д.. Поднимая такую тему в статье, очень странно не заметить слона советской психологии.