Ещё раз о сложных философско-идеологических корнях марксизма, без которых нельзя вполне понять этой великой науки
25.09.2025
Марксизм, воспринимаемый поверхностным обывательским сознанием как сугубо политическая доктрина или набор лозунгов о классовой борьбе, на деле уходит своими корнями в глубочайший переворот в философском понимании мира и познания, совершенный классической немецкой философией. Этот переворот, подготовленный Кантом, Фихте, Шеллингом и достигший своей вершины в системе Гегеля, составил необходимую теоретико-познавательную основу, без которой возникновение диалектического материализма было бы невозможно. Игнорирование этого философского фундамента приводит к вульгаризации марксизма, к сведению его к упрощенным схемам, лишенным подлинно научной глубины.
Кант, совершив переворот в философии, радикально изменил саму постановку вопроса о познании. Его критика чистого разума показала ограниченность старой метафизической логики Аристотеля, продемонстрировав, что познание есть не пассивное отражение мира, а активный процесс конструирования действительности сознанием. Хотя Кант оставался на позициях агностицизма, его открытие активности субъекта в познании создало предпосылки для преодоления созерцательного материализма. Разрыв между явлением и вещью в себе, который Кант считал непреодолимым, стал вызовом для последующего развития философской мысли.
Гегель, приняв вызов Канта, совершил качественный скачок в развитии диалектического метода. Его гениальность заключалась в том, что он, оставаясь на позициях объективного идеализма, разработал универсальную диалектическую логику как науку о развитии и взаимосвязи всех явлений. В своей "Науке логики" Гегель показал, что мир представляет собой не совокупность изолированных статичных объектов, а единый процесс бесконечного движения, изменения и развития через противоречия. Его триада "тезис-антитезис-синтез" стала универсальной формулой развития, описывающей как логику мышления, так и законы объективного мира - хотя конечно, система мысли Гегеля не может быть сведена к этим трём категориям и представляет собой гораздо более сложный конструкт.
Революционное значение гегелевской диалектики заключалось в отказе от метафизического понимания истины как чего-то раз и навсегда данного. Истина для Гегеля есть процесс, результат движения мысли через противоречия к все более полному и конкретному знанию. Этот процессуальный характер познания прекрасно соответствовал духу нового времени — эпохи промышленных революций, социальных потрясений и научных открытий, когда статичная картина мира метафизиков окончательно устарела.
Однако гегелевская диалектика была обращена в прошлое — она объясняла уже совершившееся развитие, но не могла стать руководством к преобразованию действительности. Кроме того, его система была пронизана противоречием между научно-революционным методом и консервативной системой, между диалектикой и идеализмом. Задача состояла в том, чтобы освободить рациональное зерно гегелевской диалектики от мистической оболочки идеализма.
Маркс и Энгельс блестяще решили эту задачу, совершив материалистическое перевооружение гегелевской диалектики. Они показали, что диалектика присуща не саморазвитию абсолютной идеи, а материальному миру, природе и обществу. Диалектический материализм стал не просто философской школой, а качественно новым типом мышления, научным методом познания и преобразования действительности. Материалистическое понимание истории позволило вскрыть законы общественного развития, показать роль классовой борьбы как двигателя истории, раскрыть сущность государства и права как инструментов классового господства.
Особое значение имеет разработанная Марксом теория отчуждения, выросшая из критики гегелевской концепции отчуждения духа. Маркс показал, что реальное отчуждение происходит не в сфере сознания, а в процессе труда, когда продукт труда рабочего становится чуждой, враждебной силой, подчиняющей себе своего создателя. Это открытие позволило вскрыть самую сущность капиталистической эксплуатации.

Марксизм как целостное мировоззрение представляет собой единство диалектико-материалистического метода, материалистического понимания истории и научной политической экономии. Попытки вырвать марксизм из этого философского контекста, свести его к экономическому детерминизму или политическому активизму, неминуемо ведут к его вульгаризации и искажению. Подлинное понимание марксизма требует освоения всего богатства диалектической традиции — от Гераклита и Платона через Канта и Гегеля к Марксу и Ленину.
Современная эпоха, характеризующаяся углублением общего кризиса капитализма и обострением всех противоречий империализма, с особой силой подтверждает правоту диалектико-материалистического анализа. Законы диалектики находят свое проявление в распаде ультраимпериалистической системы, в переходе количественных изменений в качественные в области научно-технического прогресса, в единстве и борьбе противоположностей в международных отношениях.
Овладение диалектико-материалистическим методом является необходимым условием для разработки стратегии и тактики борьбы за прогресс в современных условиях. Только на основе научного понимания законов общественного развития можно выработать правильную политику, избежав ошибок волюнтаризма и догматизма. Исторический опыт показывает, что отступление от диалектико-материалистических принципов неминуемо ведет к оппортунистическим перерождениям и поражениям рабочего движения.
Таким образом, философско-идеологические корни марксизма, уходящие в глубины классической немецкой философии, составляют его неотъемлемую часть. Без понимания диалектики как науки о развитии, без усвоения материалистического перевооружения гегелевской философии, невозможно подлинное овладение марксизмом как руководством к действию. Задача современных марксистов — творчески развивать это богатое наследие, применяя диалектико-материалистический метод к анализу новых явлений и процессов современности.
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot
Комментарии