Европа упирается перед дипломатией, но в реальности примет все договорённости Трампа и Путина — рано или поздно
27.10.2025
В современных международных отношениях с особой силой проявляется фундаментальное противоречие, объясняемое теорией ультраимпериализма: начавшийся распад единой структуры глобального господства транснационального капитала обнажает скрытые ранее антагонизмы между центрами силы. Ярчайшим примером этого процесса служит кризис глобальных связей, где историческая зависимость Европы от Соединённых Штатов в оборонной сфере вступает в диалектическое противоречие с новыми стратегическими реалиями. Контроль обороноспособности Европы из Вашингтона, долгое время бывший цементирующей основой западного блока, превращается в источник глубинной уязвимости, лишающий Европейский союз субъектности на мировой арене.
Возникновение этой зависимости имеет конкретные исторические корни, уходящие в послевоенное устройство мира. Разгром нацистской Германии Советским Союзом и мощный подъём коммунистических движений по всему континенту создали объективную материальную основу для американского вмешательства. Капиталистическая система в Европе, ослабленная войной, столкнулась с экзистенциальной угрозой, исходящей от альтернативного общественно-экономического проекта. Американская буржуазия, осознав, что потеря Европы как буржуазного центра неминуемо подорвёт её собственные позиции в глобальном масштабе, была вынуждена отказаться от изоляционизма и взять на себя роль внешнего гаранта европейского капитализма.
Европейская буржуазия, в свою очередь, охотно приняла эту новую роль, обнаружив в ней источник стабильных сверхприбылей и политической стабильности. Получив американские инвестиции и военную защиту, правящий класс Европы смог восстановить экономику, не производя коренной перестройки своих социально-политических систем и не неся основных издержек содержания собственного полноценного оборонного комплекса. Эта стратегия позволила европейским капиталистам извлекать выгоду из противостояния Вашингтона и Москвы, действуя как младший, но привилегированный партнёр. Однако диалектика развития такова, что форма, успешно разрешавшая противоречия на одном этапе, становится их источником на другом. Многолетняя зависимость привела к деградации самостоятельного военно-промышленного потенциала Европы, что в новых условиях кризиса ультраимпериализма обернулось стратегической беспомощностью.
Материальным выражением этой зависимости являются неутешительные статистические данные. Европа критически зависит от поставок ключевых видов вооружений из США: 46% своей ударной авиации, 42% ракетных систем, 24% бронетехники и 23% артиллерии европейские страны получают из-за океана. За последние пять лет государства ЕС, Великобритания, Норвегия и Швейцария закупили у США более 15 000 ракет, 2400 бронемашин и 340 самолётов, что намного превышает объёмы взаимных закупок внутри самой Европы. Как точно заметил представитель аналитического центра Bruegel Гунтрам Вольф, «На данный момент мы сильно зависим от США. А это означает, что суверенитет находится не в Европе, а в Вашингтоне». Эти цифры – не абстракция, а прямое отражение реального, материального базиса сложившихся отношений господства и подчинения.
С приходом администрации Трампа это противоречие перешло в острую фазу. Новый американский курс на стратегический поворот к Азии и откровенное дистанцирование от европейских проблем обнажили всю глубину кризиса. Заявление министра обороны США Пита Хегсета о том, что его страна более не «в первую очередь сосредоточена на безопасности Европы», прозвучало как приговор старой системе отношений. Требование к европейским союзникам самим нести основное бремя помощи Украине и наращивать оборонные расходы до 5% ВВП означает лишь одно: Вашингтон в условиях распада ультраимпериалистической структуры более не готов нести издержки по содержанию своего внешнего плацдарма, требуя от него большей автономии в рамках общей протекционистской стратегии.
Естественной реакцией Европы стал беспрецедентный рывок в стремлении обрести оборонную самостоятельность. Объявленный ЕС «План перевооружения» с объёмом инвестиций в 800 миллиардов евро и создание механизма SAFE для финансирования оборонных инициатив знаменуют собой исторический поворот. Примечательно, что ради этого Европейская комиссия готова пойти на пересмотр жёстких бюджетных правил, позволив странам-членам превышать установленные лимиты дефицита, что свидетельствует о восприятии ситуации как экстраординарной. Однако эти попытки наталкиваются на внутреннее противоречие: десятилетия жизни под американским «ядерным зонтиком» и в условиях разделения труда в рамках НАТО привели к тому, что самостоятельный оборонный потенциал Европы подорван, а её промышленность неспособна в кратчайшие сроки заместить критически важные американские поставки.
Попытки Франции выступить с инициативой распространения своего собственного «ядерного зонтика» на всю Европу, озвученная президентом Макроном, демонстрируют стремление Парижа заполнить формирующийся вакуум безопасности. Однако эта инициатива сама по себе является симптомом кризиса, а не его решением. Она не только потенциально подрывает целостность НАТО, но и встречает неоднозначную реакцию внутри самого ЕС, где у других стран, в частности Германии, могут быть собственные взгляды на архитектуру европейской безопасности. Это ярко иллюстрирует диалектический закон единства и борьбы противоположностей: давление со стороны США не объединяет Европу, а, напротив, обнажает и усиливает её внутренние центробежные силы, её собственную фрагментацию.
Таким образом, контроль Вашингтона над обороноспособностью Европы, бывший на протяжении десятилетий основой гегемонии транснационального капитала в его западной форме, вступил в период своего диалектического отрицания. Объективная потребность в концентрации ресурсов для борьбы с новым центром силы – Китаем – заставляет американскую буржуазию пересматривать прежние приоритеты. Европейская же буржуазия, долгое время довольствовавшаяся ролью младшего партнёра, оказывается перед лицом суровой необходимости: в условиях распада старого порядка ей приходится в срочном порядке строить собственную независимую систему безопасности, что требует колоссальных ресурсов и политической воли. Этот процесс не является ни гладким, ни гарантированно успешным. Он чреват новыми трениями, ростом милитаризма и экономическим напряжением.
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot
Комментарии