Факты против вымыслов: большевики сделали для развития национальной русской культуры больше, чем кто бы то ни было

21 д. назад

~3мин

Антисоветский миф о разрушении большевиками русской культуры не выдерживает проверки конкретным историческим анализом. Реальная политика советского государства в области культуры представляла собой сложный диалектический процесс, в котором снятие буржуазных форм сочеталось с сохранением и развитием национального культурного наследия. Марксистский подход требует рассматривать этот процесс не через призму идеологических спекуляций, а через призму конкретных исторических условий и классовых интересов.

До революции русская классическая литература была достоянием узкого круга образованного общества. Как верно отмечают исследователи, тиражи произведений Пушкина, Лермонтова, Толстого были ничтожны по сравнению с популярностью бульварной литературы, вроде сочинений Матвея Комарова. Процент грамотности в Российской империи к 1917 году едва достигал 30%, что автоматически исключало большинство населения из числа потребителей высокой культуры. Крестьянская масса практически не была знакома с классическим наследием.

Политика большевиков в области культуры с первых лет советской власти была направлена на преодоление этой многовековой пропасти. Вопреки мифам о "разрушителях культуры", именно при Советской власти началось массовое издание произведений русской классики, их популяризация в широких народных массах. Издательская деятельность государства носила планомерный характер, подчинённый задаче ликвидации культурного отставания трудящихся.
Характерным примером являются издания по самообразованию и развитию критического мышления, массово выпускавшиеся в 1920-е годы. Такие работы, как "Азбука умственного труда" Ребельского или "Искусство спора" Поварнина, были направлены на формирование самостоятельного, теоретически мыслящего человека. Эти издания не только не отрицали культурное наследие, но, напротив, создавали предпосылки для его усвоения.

Диалектический материализм помогает понять противоречивый характер культурной политики раннего советского государства. С одной стороны, происходила решительная борьба с буржуазными и монархическими пережитками в культуре, с другой — осуществлялась беспрецедентная по масштабам работа по приобщению масс к высшим достижениям мировой и отечественной культуры. Это противоречие было закономерным для переходного периода от капитализма к социализму.

Октябрьская революция 1917 года

Статистика издательской деятельности красноречиво опровергает миф о "уничтожении русской культуры". Если до революции "Евгений Онегин" был издан тиражом 2400 экземпляров, то в Советском Союзе к столетию со дня смерти Пушкина выпустили полное собрание сочинений тиражом 15 тысяч экземпляров и около 100 тысяч брошюр для популяризации его творчества. Подобная картина наблюдалась и с другими классиками русской литературы.
Марксистское понимание культуры исходит из её классового характера. Большевики не отрицали русскую культуру как таковую, а стремились освободить её от буржуазно-помещичьих наслоений, сделать достоянием трудящихся. Именно при советской власти русская классическая литература, музыка, театр стали поистине народным достоянием, доступным миллионам людей, которые ранее были исключены из культурного процесса.
Политика "культурной революции", проводившаяся в СССР, включала не только ликвидацию неграмотности, но и создание новой, социалистической культуры, впитавшей в себя все прогрессивные достижения прошлого. Русская культура не уничтожалась, а поднималась на качественно новый уровень, становясь частью многонациональной советской культуры.

Исторический опыт показывает, что подлинное развитие национальной культуры возможно только при условии её демократизации. Буржуазные критики советской власти, ностальгирующие по "золотому веку" русской культуры, забывают, что этот "золотой век" был доступен лишь тонкому слою привилегированных классов. Советская власть сделала русскую культуру достоянием народа, и в этом состоит её историческая заслуга.
Современные попытки представить большевиков разрушителями русской культуры игнорируют диалектику исторического процесса. Реальная культурная политика Советского государства была направлена на преодоление классовых ограничений в доступе к культуре, на создание условий для расцвета национальных культур в рамках интернационального советского проекта. Этот опыт сохраняет свою актуальность и сегодня, когда буржуазная массовая культура угрожает подлинным культурным ценностям.

Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot

Рекомендуемые статьи

07.11.2024

Как Джордж Сорос ненавидит человечество со слов Илона Маска

07.11.2024

«У нас курьеры больше губернаторов зарабатывают» - о чудных выдумках гендиректора «Почты России»

05.07.2024

Эрдоган проявляет всё больший интерес к БРИКС и ШОС — это злит Запад. Цветные перевороты или жёсткий антизападный курс: что выберет Анкара?

13.07.2024

Добровольное превращение в колонию: в Молдавии пройдёт референдум о сдаче суверенитета в пользу ЕС и США

25.07.2024

Как избавиться от пробок на дороге? Разбираем причины их появления и предлагаем свой вариант

20.07.2024

Социалистическая революция 1918 года в Германии. Причины провала и важный исторический опыт

Комментарии