Философия после Маркса — подлинно научная область знаний, но мистики усиленно тянут её назад в положение ненужной абстракции
27.08.2025
Философская мысль до Маркса пребывала в плену спекулятивных систем, пытавшихся объяснить мир через призму саморазвивающихся идей или абстрактных категорий. Эти системы, от платоновских идей до гегелевского абсолютного духа, представляли собой замкнутые умозрительные конструкции, где материальный мир оказывался лишь бледной тенью или порождением некой высшей сущности. В этом смысле системы Платона и Гегеля весьма схожи — просто первый строил свою теорию в относительно спокойном времени, когда столетия почти ничего не меняли, а второй творил в век бурных перемен, что требовало корректировать идейные подходы.
Подобный подход превращал философию в удел избранных — брахманов от мысли, чьи умозаключения были оторваны от практики и не подлежали верификации. Апогеем этой традиции стала система Гегеля, грандиозная по своему масштабу и внутренней логике, но оставшаяся в плену идеализма, где реальная история человечества представала как инобытие абсолютной идеи.
Маркс совершил коренной переворот в философии, подвергнув критике сам её спекулятивный фундамент. Он не стал отвергать наследие предшественников, но провел тщательную работу по извлечению из него рационального зерна — диалектического метода, в котором нашла отражение вся предшествующая философия, точнее прогрессивный её элемент. У Гегеля диалектика была скована мистической оболочкой, служила средством саморазвития духа. Маркс освободил диалектику от идеализма, поставив её с головы на ноги, и превратил в метод познания материального мира в его развитии и противоречиях. Это был качественный скачок — переход от спекулятивного системотворчества к научному мировоззрению, основанному на принципе первичности материи.
Материалистическая диалектика Маркса стала антиподом всей прежней философии. Она отказалась от претензий на обладание окончательными истинами в последней инстанции, провозгласив относительность человеческого познания и его бесконечное развитие вместе с практическим освоением мира. Её задачей стало не создание очередной всеобъемлющей системы, а выработка инструмента для конкретного анализа конкретных явлений. Марксизм — это не новая догма, а руководство к действию, методология, позволяющая вскрывать внутренние противоречия и законы развития в природе, обществе и мышлении.

Это коренным образом изменило статус и роль философии. Из царицы наук, занимавшейся умозрительными спекуляциями, она превратилась в интегральную часть научного мировоззрения, в методологический фундамент практической прогрессивной деятельности. Ценность любой философской концепции стала определяться не её внутренней эстетической завершенностью, а тем, насколько она способствует точному отражению объективной действительности и её преобразованию. Спекулятивные системы, претендующие на вечную и универсальную истину, были исторически исчерпаны.
Современные попытки возрождения спекулятивной философии — будь то геополитические конструкции или цивилизационные теории — лишь подтверждают этот вывод. Они являются не прогрессом мысли, а симптомами идеологического кризиса, отражая попытки буржуазного сознания найти замену марксизму, избегая при этом классового анализа. Эти модели, как и их предшественницы, претендуют на тотальность объяснения, но на деле лишь мистифицируют реальность, подменяя научное исследование её связного многообразия надуманными схемами и культурными штампами.
Подлинное наследие философской мысли живет не в этих суррогатах, а в марксизме как практике материалистической диалектики. Задача современного мыслителя — не изобретать новые спекулятивные системы, а овладевать марксистским методом и применять его к анализу новых, усложняющихся форм движения материи. Только на этом пути теория сохраняет свою жизненность и преобразующую силу, оставаясь не системой догм, а живым руководством к революционному действию.
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot
Комментарии