Гитлер безмерно уважал Маннергейма, видя в нём пример победившего белогвардейца
08.07.2025
Взаимоотношения Адольфа Гитлера и Карла Маннергейма весьма показательны. Немецкий фюрер даже лично прилетал в Финляндию в 1942 году на 75-летие тогдашнего главнокомандующего финскими войсками, дабы поздравить его. Они мило побеседовали о политике и истории, а также Гитлер выразил свою признательность Маннергейму за многое. Сам Маннергейм вспоминал в мемуарах, что Гитлер был вдохновлён тем, что когда он сам был простым немецким солдатом на полях Первой мировой войны, финский буржуазный националист уже возглавлял «освободительную войну» против большевизма.
Нацистская верхушка и до этого выказывала весьма конкретную симпатию Маннергейму, например, отправляя лично ему, в обход правительства, предложения по логистическому сотрудничеству между Финляндией и Германией, в частности договор о «сквозной транспортировке» по территории это северной страны. Тот же Гитлер говорил, что крайне опечален тем, что не смог помочь своему «финскому другу» в период советско-финской войны, хотя планы на то у Берлина имелись. Фюрер считал, что если бы у немцев освободилось достаточное количество сил и они смогли оказать помощь Финляндии, то вся история могла пойти совсем по другому пути.
Отчего такое уважение нацистской верхушки и лично Гитлера к Маннергейму, догадаться не сложно. Фактически он единственный в своём роде пример победившего белогвардейца в гражданской войне. Он, как и различные Красновы, Деникины и Врангели, является представителем генералитета. Он, как и они, выступал с антибольшевистских позиций, как и некоторые из них, был сторонником монархии, хотя впоследствии пошёл по пути построения буржуазно-националистического государства. Фактически, Маннергейм возглавил армию буржуазной Финляндии, бросив вызов Финляндии социалистической и на штыках Германии, пусть и отрицая это в дальнейшем, задушил революцию в этой северной стране.

Социал-демократия была крайне сильна в Хельсинки, и если бы не такие люди, как Маннергейм, если бы не занятость Красной Армии в важнейших боях против немцев, интервентов и белых, то Финляндия также могла бы стать частью СССР. Но Маннергейм и его сторонники смогли воспользоваться моментом и затянуть страну на путь буржуазно-националистического государственного строительства. Впоследствии, конечно, Финляндия за это горько поплатилась. Сам же Маннергейм, который фактически силой заставил свою страну идти на заклание немцам и собственноручно толкнул её в объятия нацистского зверя, до конца жизни был уверен, что сделал правильный выбор, что уж лучше так, чем большевизм. По итогу Финляндия стала де-факто вассалом нацизма, такова цена антибольшевизма в конечном счёте. Этот пример может быть крайне показательным для доморощенных монархистов и белогвардейцев, которые с тоской думают о том, какова была бы Россия при победе белых. Она была бы такой же, как маннергеймовская Финляндия, — слабой и зависимой.
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot
Комментарии