Именно производство является основой всякого развития общества — прав ли в этом Маркс?
17.06.2025
Некоторые исследователи, только начинающие знакомство с марксизмом, склонны сводить его к концепции экономического детерминизма, интерпретируя великие открытия Маркса исключительно как указание на экономику как единственный фактор, определяющий развитие человечества. Однако такой подход представляется чрезмерно упрощённым и не отражает всей сложности марксистской методологии.
Маркс никогда не умалял значимости политических, идеологических, культурных и иных институциональных факторов, влияющих на формирование и эволюцию как отдельных индивидов, так и общества в целом. В основе марксизма лежит переосмысление гегелевской диалектики, трансформированное Марксом в материалистическую диалектику, базирующуюся на принципе монизма в историческом процессе. Это означает, что все явления в мире имеют материальную основу, при этом не исключается влияние идей.
Почему именно характер производства и способ распределения, то есть экономика, стали фундаментом человеческого движения и развития в концепции Маркса? Почему именно эти, казалось бы, функциональные процессы, а не поэзия, законодательство или другие формы духовной деятельности, играют определяющую роль в развитии общества?
Ответ на этот вопрос кроется в том, что промышленность становится ключевым инструментом, посредством которого общество создаёт само себя. Человек выделился из природного мира благодаря изменению и подчинению окружающей среды. Наши далёкие предки начали объединяться в группы для облегчения выживания, что стало основой для индивидуализации жизни: кто-то был искуснее в охоте, кто-то — в собирательстве, кто-то — в изготовлении орудий труда и т. д.
С накоплением избыточного продукта, вследствие развития средств производства, общество получило важный ресурс для развития индивидуализма — свободное время. Вначале его было немного, но даже этого оказалось достаточно для появления таких форм деятельности, не имевших практической пользы для выживания, как наскальная живопись или создание игрушек. Избыточный продукт стал объектом обмена с другими обществами, что привело к возникновению торговли, ускорившей развитие всех участников процесса.

По мере роста производственных мощностей эффективность преобразования природы под нужды общества стала основополагающим фактором его существования и развития. Человек не развивается под воздействием внутренних или внешних сил; он трансформирует себя через отрицание природы. Первоначально человек через практику преобразования природы путём её переработки или подчинения отрицает её, внося значительные изменения. Затем новая природа, сохраняя заряд общественной практики, начинает воздействовать на человека, как бы отрицая то, что было в нём раньше, и способствуя развитию нового. Так, наш далёкий предок, взявший в руки палку, начал преобразовывать природу, а преобразованная природа начала преобразовывать человека. Этот диалектический процесс стал движущей силой развития общества.
Общество является первичной сущностью по отношению к отдельному человеку. Индивидуальность возникла в историческом процессе лишь после появления общества. Даже сегодня отдельный человек является частью общества, независимо от степени минимизации своих социальных контактов. Мы не строим дом, не производим пищу и не изготавливаем одежду самостоятельно; всё это результат общественного труда, экономики, которая сегодня представляет собой центральную арену преобразования природы под нужды человека. Это, в свою очередь, оказывает влияние на человека как на зависимую от общества сущность. Даже отказавшись от жизни в обществе, человек не освободится от его влияния — он сохранит знания о выживании, строительстве, охоте и лечении из общественных источников.
Уходящему в лес или стремящемуся изолироваться от общества необходимо было бы отказаться от всех своих знаний и навыков, но на это никто не пойдёт, так как это приведёт к регрессу. Исходя из этого, Маркс поставил общественное производство во главу угла. Оно представляет собой фундаментальную сферу человеческой деятельности, способствующую развитию человека и становящуюся рычагом, поднимающим его на новые уровни. Это не умаляет значимость культуры, политики или идеологии, но ставит их в зависимость от способа производства и распределения материальных благ.
Подход Маркса можно выразить словами Энгельса:
Подобно тому как Дарвин открыл закон развития органического мира, Маркс открыл закон развития человеческой истории: тот скрытый под идеологическими наслоениями факт, что люди в первую очередь должны удовлетворять свои базовые потребности в пище, одежде, жилище и т. д., прежде чем заниматься политикой, наукой, искусством, религией и т. д.; следовательно, производство непосредственных материальных средств к жизни и каждая конкретная ступень экономического развития общества образуют основу, из которой развиваются государственные учреждения, правовые воззрения, искусство и религиозные представления людей, и именно из этой основы они должны быть объяснены, а не наоборот, как это делалось ранее.
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot
Комментарии
Б
Бронюкайтене-Ковалева
31.10.2025 11:36
Противоречие и потеря Первичности Неписанного, вселенского, и потому каждому врачу известного и записанного как Главный в сталинскую Конституцию 1936 г. Закон со-Хранения всем народом при любом изменении -развитии - именно "натурального" ("природного") Единого Баланса ("Равновесия", "Гармонии") потребности - наличия на душу населения (для каждого) всего жизненно необходимого, как социалистическое ("народное") плановое управление и следило за аскезой материальной урааниловки потому ради минимизации себестоимости жизни и хозяйствования, отрицая ростовщически- оброчную (налоговую) нагрузку- инфляцию... откуда и "железный занавес"... - потому что - не "Баланса денежного распределения" для управления бесконечно требующей повышения "производительности- прибыльности" труда рабочего быдла, городского "населения - быдла"... теряющего в городах свое природное естество в побеге за деньгами на городскую жизнь, где не станешь грызть асфальт и кору с деревьев, если потеряешь работу... не трудящиеся, а рабочие- рабы денег. Хитрован- Китай в госсекторе держит минимальную себестоимсоть тарифов монополий без ростовшически- оброчной растушей день и ночь "нагрузки", обученнвй в 59- х нашими сталинскими русскими кадрами. И только потому у него растет разница м нами в производительности уже в более сотни раз.Но ращве модет китаец в сотни раз "эфыективнее работать" когда он вышел нищий без технологий, но с нижайшей советской- сталинской- себестоимостью на конкурентный по прибыли в долларовой пирамиде "разниц себестоимостей" на мировом рынке и перенаправил мировые потоки капиталов, развернул рули на себя и скупил себе и технологии, и ресурсы, и наши же кадры русские на мировом рынке, спрятав госсектор свой громадный безростовщический, безналоговый,... Но вот не может он взять себе по своей природе руководство в исполнении Замысла ("идеи") Высший - Русского Крестьянства об устроении царства небесного "... и на з-е-м-л-е, как и на небесах", а не в раю, не на том свете, и не за счет других ... и даже в нашей РПЦ забыли в