Как большевики "уничтожали" русскую культуру
15.08.2024
Бытует мнение, что большевики после прихода к власти выкорчевывали русскую культуру до корня и уничтожали нашу самобытность. Мнение интересное, и его зачастую придерживаются те, кто вовсе незнаком с советской культурой. Давайте попробуем разобраться на примере тех книг, которые выпускались сразу после Великого Октября.
Начнем немного издалека. Пушкин, Лермонтов, Тургенев, Толстой, Достоевский и многие другие классики нашей литературы бесспорно являются выходцами из Российской империи. Там они жили, формировались под влиянием бытия и писали свои шедевры. Сегодня немыслимо представить себе интеллектуала, который не читал бы их великие произведения. Но так было далеко не всегда.
Помнит ли кто-нибудь сегодня о таком писателе, как Матвей Комаров? Нет? А именно его произведениями зачитывались жители Российской империи во второй половине 19 века и даже вплоть до событий Октября 1917 года. Даже Лев Толстой по-доброму завидовал Комарову, имея ввиду невообразимую популярность его работ среди народа.
Чем же он так полюбился народу и очем писал? В основном это любовь, скандалы, интриги, расследования. Его самая популярная работа «Повесть о приключении английского милорда Георга и бранденбургской маркграфини Фредерики Луизы» имела бешеный успех. Фактически это то, что сегодня называют «бульварным чтивом». Человек со вкусом скажет, что это достаточно посредственная писанина. Но народ, что называется, «хавал» и был доволен. Потому что не с чем было сравнивать, да и вкуса не было, который может развиться лишь у часто читающего человека, коими не славилась русская земля в те годы. По сравнению с многотысячными тиражами Комарова бедного Пушкина крестьяне практически не знали. Попробуйте угадать, каким тиражом была издана одна из лучших работ «Евгений Онегин» при жизни Александра Сергеевича. Ответ узнаете в конце статьи.
С приходом большевиков всё решительно поменялось. Реки, конечно, вспять не повернулись, но в стране стали массово печататься книги, которые раньше не пользовались популярностью ни у обычного населения, ни у знатных господ. Давайте посмотрим на некоторые из них и подумаем, для чего жадным до крови большевикам потребовалось их распространять?
Азбука умственного труда (год издания 1923)
Эта книга Иосифа Ребельского, призванная научить человека рационально планировать свой трудовой день. Из названия понятно, что в основном она затрагивает вопросы интеллектуальной работы. Однако уже в начале автор говорит, что нельзя делить труд только на физический и умственный – везде важна мера.
Так как в планы большевиков входило повышение грамотности вчерашних крестьян, такие книги были необходимы. Ребельский достаточно доступно и просто объясняет, как составлять расписания, готовиться к докладам и выступлениям и как грамотно выстраивать отдых для максимального повышения производительности.
Как читать книги для самообразования (год издания 1929)
Из названия уже понятна суть труда. Сергей Поварнин – известный логик, который вывел правила, как с максимальной пользой читать книги. Сегодня многие люди думают, что умеют читать. Однако «читать» - это не просто складывать буквы в слова, а те в - предложения. Настоящее чтение ставит целью выявлять важные мысли и проработать их так, чтобы вынести из книги для себя самое ценное. В наше время люди просто пробегают большинство текстов глазами ввиду большого количества существующей литературы и информации. Да и времени у рабочего среднестатистического человека не так много.
Для чего же большевикам – разрушителям культуры – потребовалось искать талантливых авторов и инициировать издание таких книг огромными тиражами, да ещё и практически сразу после Октября? Не сильно похоже на воспитание рабов.
Искусство спора (год издания 1923)
Автором произведения является тоже Поварнин. Это по сути своей первый массовый самоучитель по теории спора. Есть, конечно, еще труд Шопенгауэра по этому вопросу, но в основном он затрагивает только софистические и грязные методы ведения спора. В этом труде автор разбирает буквально по косточкам всю структуру спора и дает четкую инструкцию по его ведению.
Для большевиков было особенно важно воспитать людей, не склонных вестись на сладкие речи разных софистов, но умеющих отстаивать свою позицию. Советский гражданин должен был уметь распознать софизмы, подлоги и прочие грязные приёмы в спорах с врагами. Именно из думающих людей планировалось строить общество будущего.
Можно привести ещё множество примеров подобных работ и бесплатных учебных пособий, которые массово издавались для повышения квалификации рабочих и которые заменят любые современные книги по саморазвитию. Как ни странно, именно при советской власти классики стали подлинно народными, во времена Российской империи они не были знакомы простому люду.
В СССР на столетие Пушкина выпустили полное собрание его сочинений в 15 000 экземплярах, около 100 000 брошюр для его популяризации, а также многие академические издания. Лучшее произведение Александра Сергеевича «Евгений Онегин» в Российской империи напечатали 2400 экземпляров. И это прижизненный классик, которым вроде как «зачитывалась» вся Россия.
Тезис о том, что большевики уничтожили русскую культуру, смешон после изучения таких данных. Советская власть сделала её всенародной, дабы повысить общий культурный уровень населения. Сегодня у нас популярны новые Матвеи Комаровы. И в том, что мы сегодня возвращаемся во времена популярности таких «произведений искусства», явно не большевики виноваты.
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot
Комментарии