Как философия превратилась в балаган или почему так бесполезно читать «современных философов»
11.07.2025
Философы - кто они в глазах обывателя? Чаще всего профессиональные болтуны, вещающие обо всем и ни о чем. В этом – горькая полуправда, вывернутая наизнанку. Истинная вина лежит не на сути философии, а на её вырванном из истории понимании. Философия – не сборник житейских советов, а лоцман человеческого познания. Её долг – схватывать то, что ускользает от частных наук: общие законы развития мира и методы мышления, позволяющие применять эти законы к любой сфере знания и действия. Это не пустая говорильня, а интеллектуальная навигация в бурном океане бытия.
Чтобы понять нынешний тупик, окинем взглядом путь мысли. Философия не топчется на месте, её развитие – восходящая линия, пробивающая себе дорогу сквозь толщу веков, подталкиваемая ростом прибавочного продукта, даровавшего время для раздумий. Античные мудрецы – Сократ, Платон, Аристотель – заложили первый камень, создав первые контуры логики, этики, метафизики. Средневековье заковало мысль в церковные догмы, превратив философию в робкую служанку богословия, чей свет едва мерцал в монастырской темноте. Буря Просвещения снесла церковные оковы, вознеся Разум на пьедестал. Но торжество это часто было абстрактным, слепым к диалектике самой истории, не видящим классовых цепей на руках самого этого Разума. Вершиной же спекулятивного взлета стала Немецкая Классика. Кант вскрыл антиномии, терзающие разум, а Гегель воздвиг грандиозный Храм Абсолютного Духа – идеалистическую систему, где весь мир предстал как саморазвитие Идеи. Это был триумф системности, попытка объять необъятное. Но храм этот стоял на зыбком фундаменте идеализма – вверх ногами.
И тогда пришел Маркс. Он совершил подлинный переворот в духе Коперника. Он вырвал её из плена иллюзий и поставил на твердое основание материализма. Так родилось могучее оружие познания и преобразования - диалектический и исторический материализм. С помощью него вскрылись общие законы развития природы, общества и мышления, основанные на материальности мира и его вечном движении через противоречия. Эти законы были применены к истории, они показали её как естественно-исторический процесс, где главной пружиной выступает борьба классов за орудия и плоды труда. Спекулятивная философия как построение замкнутых систем «из головы» завершила свой путь и отжила век. Маркс дал миру не новую систему, а революционное орудие. Философия стала руководством к действию, а не самоцелью в башне из слоновой кости.
Но что же видим мы после этого величайшего прорыва? Не развитие вперед, а трусливое бегство вспять! Уже к концу XIX века раздаются испуганные вопли: «Назад, к Канту!», «Назад, к Гегелю!», а то и вовсе «Долой Просвещение, корень всех зол!». Почему? Причина диалектична и убийственно проста: принять марксизм - значит признать мир познаваемым, пронизанным объективными законами, которые можно и нужно использовать для его переустройства на принципах более совершенных, чем прежде. Это смертельный приговор для кабинетных мыслителей, привыкших вариться в собственном соку умозрительных конструкций. Отсюда и проистекает весь плачевный ландшафт современной мысли. Отвергнув системность диамата и истмата, философия скатилась до уровня эклектичной болтовни, уйдя в безопасные узкие закоулки: в лабиринты языка, где спор о значении слова важнее реального голода рабочего; в дебри гендерных теорий, оторванных от материальных условий и классовой борьбы; в бесплодное самокопание «философии сознания», упорно игнорирующее его социальную природу.
Философия променяла компас на калейдоскоп – пестрый, завораживающий, но бессмысленный. Даже в этих частностях, лишенная цельного метода, она наворотила горы чепухи.

Взгляните на героев этого философского балагана: Франкфуртская школа подменила классовую битву войной с «репрессивной толерантностью» и «авторитарной личностью». Их критика капитализма – критика сверху, для избранных, ведущая в тупик буржуазного пессимизма. Её представители - типичные «кабинетные революционеры», панически боящиеся настоящего пожара. Постмодернисты, вроде Дерриды и Фуко, объявили крестовый поход против науки, прогресса, самого марксизма. Истину они подменили релятивизмом дискурсов, оправдывающим любое безумие. Фейерабенд с его «анархистской» теорией познания («всё дозволено!») – просто шут гороховый на пиру буржуазного релятивизма. А уж «звезды», вроде Бернара-Анри Леви или Дугина, и вовсе смехотворны: первый – гламурный проповедник «гуманитарных бомбардировок», второй – мистификатор «евразийства», замешанного на самой реакционной мути. Обычные фокусники, ловко продающие старое тряпье в, якобы, новой упаковке.
Реакционность этой философии состоит не в частных глупостях, а в её классовом ядре. Это – идеология загнивающего буржуазного интеллекта, в ужасе шарахающегося от научности марксизма и агонии капитализма. Она отрицает системность и объективные законы, прячась за релятивизм и агностицизм. Она трусливо уползает от анализа коренных язв общества – эксплуатации, отчуждения, империалистического грабежа – в тихие болотца «частных вопросов». Она служит апологетике прогнившего строя, прямо или косвенно, сея смуту и дезориентацию. Она подменяет подлинно научную методологию бесплодным словоблудием или мракобесием. Она – лишь «болтливая» надстройка над тлеющим костром капитализма, попытка заговорить, зачаровать надвигающуюся гибель.
Но философия не умерла с Марксом. Её сознательно отбросили в тень те, кому невыносим её огонь познания и призыв к действию. Выход из тупика – не в выдумывании сотой «уникальной» системы. Он – в вооружении диалектическим и историческим материализмом как самым острым оружием мысли. Философия должна вновь стать тем, чем её сделал Маркс: не отвлеченной игрой ума, а компасом познания и молотом преобразования мира, грозным оружием в битве труда против капитала. Пора сбросить «философских пигмеев» с их надутых ходуль и вернуть мысли её подлинное знамя! Мир ждет не новых болтунов, а вооруженных марксистской теорией борцов.
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot
Комментарии