Коммунизм прекрасен, но не для человека, ведь он противоречит человеческой природе? Вздор и клевета — и на коммунизм, и на человека
06.08.2025
Трудно сыскать аргумент пошлее и живучее, чем приговор «Коммунизм прекрасен, да не для человека». В устах идеалистов всех мастей звучит он как откровение, дескать, раскроем «вечную природу» человека – найдем там нерушимый закон: эгоизм, жадность, лень, агрессию. Удобная сказка! Она превращает эксплуататорский строй из исторически преходящей формы в естественный единственно возможный порядок вещей, освященный самой природой. Но эта мумия метафизики рассыпается в прах при первом же прикосновении материалистической диалектики.
Марксизм, как наука о всеобщих законах развития материи, категоричен: сознание не есть некая изначальная раз и навсегда данная сущность. Оно – продукт развития, высшая форма отражения материального мира, возникающая и формирующаяся в процессе практической, чувственно-предметной деятельности человека. Как метко заметил Маркс, предметное бытие промышленности – это и есть «чувственно представшая перед нами человеческая психология». Вглядитесь же в историческую ткань! Человек племенной общины, чье сознание неразрывно сплетено с родом и природными циклами; человек как говорящее орудие рабовладельческой античности; человек крепостной феодальной вотчины, прикованный к наделу и сеньору; человек-буржуа, видящий в мире лишь меновую стоимость и конкурентную арену – разве это один и тот же психологический тип? Их этика, их представления о добре и зле, их мотивации, их структура мышления несхожи, как несхожи орудия их труда и общественные связи.
Конкретно-исторические условия – вот подлинный ваятель человеческого сознания. Возьмем лишь горсть фактов из бездны примеров. Рабство – некогда основа экономики и морально приемлемый институт для свободного гражданина Эллады или Рима. Сегодня сама мысль о его возвращении вызывает отвращение у подавляющего большинства. Право первой ночи, торговля людьми, как скотом, браки без согласия – все это было нормой, продиктованной уровнем развития производительных сил, характером производственных отношений, способом воспроизводства жизни. Сознание людей той эпохи отражало и оправдывало эту реальность, как сознание современного человека отражает реалии капиталистического рынка и буржуазных свобод. Изменились материальные условия, изменился общественный быт – радикально преобразилось и сознание. Где же тут вечная, неизменная природа? Она оказывается столь же текучей и изменчивой, как сама история.
Диалектический материализм вскрывает корни заблуждения. Идея «неизменной человеческой природы» есть грубейший идеализм, отрыв сознания от его материальной основы – практики. Это попытка выдать исторически конкретные классовые черты сознания (прежде всего, буржуазного индивидуализма и конкуренции, взращенных частной собственностью) за вневременные и всеобщие. Но даже эти черты – не биологическая константа, а продукт сравнительно недавнего этапа развития антагонистических формаций. Они столь же «естественны», сколь естественны были для феодала представления о сословной чести или для рабовладельца – о природном превосходстве господина.
Да, в рамках короткой жизни отдельного индивида можно наблюдать инерцию сознания, косность, погруженность в узкий мир личных интересов. Но коммунизм – не проект перевоспитания каждого отдельного обывателя «здесь и сейчас». Это историческое движение, закономерный процесс смены общественно-экономической формации, преобразующей всю систему общественных отношений, а вместе с ними – и массовое сознание. Как рабство стало немыслимым с развитием новых производительных сил, так и частная собственность, порождающая отчуждение, конкуренцию и эгоизм, станет рано или поздно историческим анахронизмом. Новые условия коллективного, свободного труда на общее благо, ликвидация антагонизмов, порожденных классовой борьбой, станут материальной основой для формирования нового человека – человека, чьи высшие способности раскроются не в погоне за прибылью, а в творческом созидании и подлинно человеческих отношениях.
Аргумент о «несоответствии коммунизма человеку» – не научный тезис, а идеологическое оружие охранителей старого мира. Он служит одной цели: оправдать эксплуатацию, посеять фатализм и неверие в силы рабочего класса. Человек – творец истории, и его сознание изменяется вместе с миром, который он преобразует своим трудом. Коммунизм – не отрицание человека, а историческая необходимость, открывающая путь к его подлинному, свободному и всестороннему развитию.
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot
Комментарии