Люди принципиально неверное понимают философию — потому и не видят в ней пользы для современного человечества

20.10.2025

~4мин

Историческое развитие философской мысли представляет собой наглядное воплощение диалектического закона отрицания отрицания. Домарксистская философия, при всём своём богатстве и разнообразии, в своём основном течении оставалась областью спекулятивного умозрения, где мысль пыталась постичь мир, исходя из самой себя. Этот подход, достигший своего абсолютного пика в системе Гегеля, где вся действительность представала как саморазвитие абсолютной идеи, был одновременно и триумфом, и исчерпанием возможностей старой философии. Гегель создал всеобъемлющую систему, способную в принципе объяснить любое явление, но объяснение это было идеалистическим, ставившим мысль над материей, дух над природой. Его диалектика, раскрывающая мир в его развитии, противоречивости и взаимосвязях, была заключена в мистифицирующую оболочку, что делало её непригодной для практического преобразования действительности.

Маркс и Энгельс, опираясь на достижения естествознания и конкретный анализ общественного развития, вывернули гегелевскую систему наизнанку. Они показали, что не мышление определяет бытие, а, напротив, бытие определяет сознание. Диалектические законы, открытые Гегелем, были не порождением духа, а всеобщими законами развития самой материальной действительности. Таким образом, марксизм не отбросил предшествующую философию, а снял её, сохранив всё ценное – прежде всего, диалектический метод – и отбросив идеалистическую спекулятивную шелуху.

Это снятие означало переход философии в качественно новое состояние. Из спекулятивного учения о «первопричинах» и «вечных истинах» она превратилась в научный метод познания и преобразования мира. Диалектический материализм – это не ещё одна философская система, претендующая на окончательные ответы, а живое руководство для исследования. Его сущность заключается не в догматах, а в методе, требующем конкретного анализа конкретной ситуации. Именно это отличает марксизм от всех последующих спекулятивных построений, будь то геополитические схемы Маккиндера или цивилизационные мифы Хантингтона, которые являются не чем иным, как попыткой реанимировать труп идеалистического системотворчества.

Спекулятивная философия, в её современном воплощении, характеризуется принципиальным отрывом от материальной основы. Такие авторы, как Александр Дугин, конструируют умозрительные модели истории и политики, выдавая продукты собственного сознания за объективную реальность. Их системы, претендующие на всеохватность, на деле являются замкнутыми идеологическими конструкциями, неспособными к адекватному отражению бесконечно сложного и изменчивого материального мира. Они объясняют «всё», и именно поэтому не объясняют ничего конкретного, ибо их целью является не познание, а оправдание заранее заданных политических или мировоззренческих установок.

Георг Гегель

Материалистическая диалектика, напротив, исходит из признания принципиальной незавершимости познания. Она понимает любую теорию как относительное знание, отражающее объективный мир на данном историческом этапе развития практики. Это учение об относительности человеческого познания, что делает его антидогматичным по своей сути. Оно не даёт готовых ответов на все вопросы, но вооружает надёжным инструментом для их нахождения через анализ внутренних противоречий, изучение их возникновения, развития и отмирания.

Применение этого метода к области общества позволило впервые поднять обществознание до уровня науки. Если прежние философы видели в истории хаос событий или реализацию идей, то марксизм вскрыл её подлинную материальную основу – развитие способа производства. Противоречие между производительными силами и производственными отношениями было выявлено как источник самодвижения антагонистических формаций, а классовая борьба – как ключ к пониманию политических и идеологических процессов.

Современная мода на различные спекулятивные теории, будь то неоевразийство или цивилизационный подход, имеет вполне материальную подоплёку. Она является идеологическим выражением кризиса глобального господства транснационального капитала и бунта против него национальных буржуазных государств. Эти теории выполняют социальный заказ, подменяя научный, классовый анализ националистическими и геополитическими мифами. Они реакционны не только теоретически, но и политически, ибо направлены на разъединение трудящихся, на отвлечение их от подлинных причин эксплуатации и угнетения.

Таким образом, место старой спекулятивной философии в современном мире занято материалистической диалектикой как общей теорией развития. Последняя не борется с бесчисленными спекулятивными системами на их поле, ибо их поле – это поле идеализма. Она предлагает иной, научный способ мышления, ориентированный не на создание законченных систем, а на постоянное развитие познания через практику. Ценность любой теории проверяется не её внутренней стройностью, а её способностью адекватно отражать объективную реальность и направлять практическую деятельность по её преобразованию. В этом заключается коренное отличие марксизма от спекулятивной философии.

Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot

Рекомендуемые статьи

28.01.2023

Снова о теории марксизма. Нужно ли для её обновления привлекать широкие народные массы?

21.06.2024

Паника в Вашингтоне и Брюсселе: в Пхеньяне заложен фундамент союза, который перевернёт мир. О чём договорились Путин и Ким Чен Ын?

25.07.2024

Как избавиться от пробок на дороге? Разбираем причины их появления и предлагаем свой вариант

04.09.2025

Тарифная политика ломает правила старого мира. Политические расклады меняются, и это затронет каждого

14.07.2025

Этап марксистских кружков в современной России — перешагнули или даже не подступились?

30.07.2024

Что представляет собой мир-системный анализ и почему он далёк от марксизма-ленинизма

Комментарии