Люди спорят о законах марксизма: но, даже не признавая их, живут по ним
28.10.2025
Подобно тому как законы физики продолжают управлять полётом камня, независимо от того, верит ли в них бросивший его человек, экономические и социальные законы, вскрытые марксизмом, определяют движение общественной материи вне зависимости от идеологических предпочтений наблюдателей. Антисоветская и антимарксистская риторика, сколь бы эмоциональной она ни была, не в силах отменить их тотальное воздействие и лишь демонстрирует собственное непонимание реальных механизмов исторического процесса.
Основополагающий закон исторического материализма о первичности базиса и вторичности надстройки проявляет себя с железной необходимостью. Способ производства материальной жизни действительно обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Это не умозрительная конструкция, а вывод, подтверждаемый всем ходом человеческой истории. Когда антимарксист заявляет, что руководствуется в своих поступках исключительно личными убеждениями или абстрактной моралью, он не опровергает марксизм, а лишь демонстрирует, что его сознание является продуктом определённой системы общественных отношений, которые он не способен рефлексировать. Его моральные категории, представления о свободе и справедливости сформированы той самой материальной средой, которую он отрицает как определяющий фактор.
Закон классовой борьбы действует даже тогда, когда его участники не отдают себе в этом отчёта. Современный наёмный работник, требующий повышения заработной платы, и капиталист, отстаивающий норму прибыли, объективно воспроизводят классический антагонизм между трудом и капиталом. Их субъективные объяснения своих действий – «борьба за справедливость» или «защита бизнеса» – не отменяют объективного содержания этого конфликта. История знает множество примеров, когда правящие классы, игнорируя объективные законы общественного развития, приближали собственный крах, будучи уверенными в незыблемости своего положения.
Диалектический закон перехода количества в качество находит своё полное подтверждение в экономических кризисах перепроизводства. Накопление противоречий в капиталистической экономике – рост социального неравенства, концентрация богатства, падение нормы прибыли – неизбежно приводит к качественному скачку, к системному коллапсу, который воспринимается обывателем как неожиданная катастрофа. Буржуазные экономисты могут отрицать марксистскую теорию кризисов, предлагая поверхностные объяснения, связанные с ошибками в монетарной политике или внешними шоками, но это не отменяет действия глубинного закона, коренящегося в фундаментальном противоречии между общественным характером производства и частным присвоением.

Закон обнищания пролетариата, часто подвергаемый критике на основе отдельных статистических данных о росте потребления в развитых странах, проявляет себя в новых, более сложных формах. Речь идёт не обязательно об абсолютном обнищании, но о прогрессирующем относительном обнищании – о росте разрыва в доходах и качестве жизни между классом собственников и классом наёмных работников. Этот разрыв, достигший в современном мире исторического максимума, является прямым следствием действия закона прибавочной стоимости, открытого Марксом. Отрицание этого закона не мешает капиталисту извлекать прибавочную стоимость из труда рабочего.
Примат общественного бытия над сознанием демонстрируется в масштабах целых эпох. Смена моральных, философских и художественных парадигм всегда следовала за коренными преобразованиями в экономическом базисе общества. Ценности Просвещения, права человека, современный экологический дискурс – всё это не возникло из чистого духа, а стало идеологическим выражением определённого уровня развития производительных сил и соответствующих ему производственных отношений. Антисоветчик, критикующий марксизм с позиций либеральных ценностей, сам того не осознавая, является носителем идеологии, порождённой буржуазным способом производства.
Закон соответствия производственных отношений характеру производительных сил с неумолимой силой заявляет о себе в эпохи революционных преобразований. Когда производительные силы перерастают рамки старых производственных отношений, общество вступает в полосу революционной ломки. Февральская и Октябрьская революции в России были не результатом заговора кучки радикалов, а закономерным разрешением обострившегося до предела противоречия между новыми, обобществлёнными производительными силами и архаичными, полуфеодальными производственными отношениями. Отрицание этого закона не смогло предотвратить революционный взрыв, как не сможет предотвратить и будущие социальные катаклизмы, вызревающие в недрах современного капитализма.
Таким образом, объективные законы общественного развития, открытые марксизмом, продолжают действовать. Их отрицание со стороны антисоветчиков и антимарксистов напоминает попытку отменить гравитацию путём законодательного запрета. Понимание этих законов даёт не просто знание, а орудие для сознательного исторического творчества. Игнорирование же их ведёт к политическому банкротству и историческому поражению, каким бы громким ни было идеологическое сопровождение этого процесса. Сила марксизма заключается не в том, чтобы заставить каждого человека мыслить его категориями, а в том, что эти категории адекватно отражают объективную логику социально-экономического развития, независимую от воли и сознания людей.
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot
Комментарии
Б
Бронюкайтене-Ковалева
28.10.2025 22:45
законы общественной жизни - это глубинные законы природы, хотя пора уже и далее сказать: они внесены во вселенную и в человека от Начала создания человека во вселенной из Надвселенской Части естественного именно мира.