Массовая культура и политика «левеют» - но это и близко не означает движение человечества к коммунизма
28 д. назад
Современная массовая культура демонстрирует парадоксальное явление: внешняя левизна ее продуктов сочетается с полным отсутствием подлинно революционного содержания. Поверхностный наблюдатель может заключить, что общество движется влево, когда видит фильмы о социальном неравенстве, сериалы, критикующие расовую дискриминацию, музыку, наполненную протестными мотивами. Однако конкретный анализ конкретной ситуации раскрывает иную картину: эта левизна является тщательно упакованным товаром, формой буржуазного популизма, не ставящего под сомнение основы капиталистического способа производства.
Диалектический материализм учит нас, что искусство как форма общественного сознания отражает противоречия материального бытия. В эпоху углубляющегося кризиса капиталистической системы закономерно возникает искусство, фиксирующее социальные антагонизмы. Однако характер этого отражения определяется господствующими производственными отношениями. Капитализм демонстрирует удивительную способность присваивать и коммерциализировать даже те культурные формы, которые потенциально несут в себе критику существующего порядка.
Исторический анализ показывает принципиальное отличие революционного искусства прошлого от современной массовой культуры. Когда Франсуа Рабле в «Гаргантюа и Пантагрюэль» высмеивал церковные догмы, когда русские писатели XIX века критиковали самодержавие, их творчество было органично связано с реальными общественными движениями, стремившимися к преобразованию социальной реальности. Современные же «левые» произведения чаще всего предлагают не путь изменения системы, а лишь ее косметический ремонт или индивидуальный уход от проблем.
Феномен фильмов, вроде «Джокера» или «Паразитов», демонстрирует эту диалектику. Они мастерски вскрывают социальные язвы капитализма, показывают неравенство, отчуждение, несправедливость. Однако предлагаемое «решение» никогда не выходит за рамки буржуазного сознания: личная месть, случайный бунт, индивидуальное спасение. Система в целом остается незатронутой, более того — ее основные противоречия представляются естественными и непреодолимыми.
Ключевое отличие подлинно революционного искусства от современной псевдолевой массовой культуры заключается в понимании классовой природы общества. Марксизм раскрывает экономические корни социальных проблем, тогда как буржуазное «левое» искусство застревает на уровне морального осуждения или психологизации. Оно охотно говорит о неравенстве, но умалчивает о прибавочной стоимости; критикует бедность, но не упоминает эксплуатацию; сочувствует угнетенным, но отрицает необходимость классовой борьбы.
Современная массовая культура выполняет специфическую идеологическую функцию: она создает видимость социальной критики, не предлагая реальной альтернативы. Это своего рода «клапан безопасности», позволяющий выпускать пар общественного недовольства, не ставя под угрозу основы системы. Зритель, посмотревший фильм о неравенстве, может испытать катарсис и успокоиться, уверенный, что приобщился к прогрессивным идеям.
Массовая культура охотно эксплуатирует темы расового, гендерного, культурного равенства, при этом тщательно избегая вопроса об экономическом неравенстве. Такой подход разобщает потенциально прогрессивные силы, направляя их энергию в русло межгрупповой конкуренции за признание и статус внутри капиталистической системы. Капитализм на стадии ультраимпериализма выработал механизмы нейтрализации потенциально опасных для него идей. Культурная индустрия стала частью этого механизма, производя суррогат социальной критики, который не угрожает прибылям корпораций. Критика системы становится товаром, революционные лозунги — модным трендом, социальный протест — развлечением.
Роль платформ и алгоритмов в этом процессе невозможно переоценить. Цифровые гиганты, контролирующие потоки информации, тщательно дозируют «критический» контент, обеспечивая его безопасность для системы. Алгоритмы рекомендаций создают иллюзию разнообразия мнений, фактически ограничивая дискуссию заранее заданными рамками. Даже самые «радикальные» произведения оказываются встроенными в логику капиталистического рынка.
Подлинно прогрессивное искусство в современных условиях сталкивается с системными препятствиями. Оно не может рассчитывать на широкую популярность, так как противоречит интересам господствующего класса. Его распространение требует создания альтернативных культурных институтов, независимых от логики прибыли. Такое искусство должно не просто отражать социальные проблемы, но вскрывать их экономические корни и указывать пути их действительного разрешения.
Задача марксистов в сфере культуры сегодня заключается в разоблачении иллюзий псевдолевого поворота. Необходимо показывать, что подлинный прогресс в искусстве связан не с поверхностной «левизной», а с последовательным научным анализом.
Исторический опыт показывает, что подлинно великое искусство всегда было связано с передовыми общественными движениями своей эпохи. Сегодня, в условиях кризиса капитализма, возникает объективная потребность в искусстве, способном не просто констатировать проблемы, но вдохновлять на борьбу за их научное разрешение. Создание такого искусства — неотъемлемая часть борьбы за социалистическое будущее.
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot
Комментарии
Е
Ева
09.11.2025 09:25
ТАшь