Наука всё больше сдаёт свои позиций в пользу мистики и мифологии — и это проблема идеологов науки, которые отрицают марксизм
09.09.2025
Поразительный парадокс нашего времени заключается в том, что наука, достигшая невиданных высот в познании и преобразовании мира, стремительно теряет свой авторитет в массовом сознании. Мы наблюдаем небывалый накал антисциентизма, когда иррациональные объяснительные модели — от плоской Земли до магического мышления и геополитики вместо действительно научных описательных моделей — находят миллионы приверженцев. Буржуазные философы с важным видом рассуждают об «исчерпанности» научного проекта и необходимости поставить его под контроль новой инквизиции в лице «фундаментальной философии». Корни этого явления не во внезапном помрачении человеческого разума, а в конкретно-исторических условиях, которые порождает и воспроизводит нынешний капитализм. Именно здесь необходимо применить острое лезвие диалектического материализма, чтобы вскрыть внутренние противоречия процесса.
Наука, по своей сути, является мощнейшим инструментом познания всеобщих законов движения материи. Её сила — в способности дробить бесконечно сложную реальность на отдельные, поддающиеся изучению элементы. Химия, физика, биология — каждая анализирует свою конкретную форму движения. Однако диалектика учит нас, что любое абстрагирование, будучи необходимым моментом познания, таит в себе и опасность — опасность отрыва от целого. Реальность едина и целостна, в ней нет отдельно физики, отдельно биологии, есть лишь единый, сплетенный из миллионов противоречий процесс. Буржуазная наука, отвергнувшая диалектику как свою методологическую основу, забыла об этой целостности. Она возвела аналитическое расчленение в абсолют, превратив его из метода в самоцель.
Этот метафизический подход закономерно привел науку к кризису интерпретации. Углубившись в частное, она утратила способность к синтезу, к пониманию всеобщей связи явлений. Ученые, взращенные в рамках этого редукционистского подхода, претендуют на роль новых жрецов, предлагающих готовые ответы на все вопросы жизни общества. Но они не способны этого сделать, ибо их инструментарий заточен под частное, а не под целое. Отсюда и возникают бесчисленные «исследования» о пользе или вреде одного изолированного фактора, которые на следующий день опровергаются такими же «фактами» с противоположным выводом. Это порождает в массовом сознании закономерный скепсис — знаменитую иронию про «британских ученых».
Проблема усугубляется тем, что в отрыве от диалектики наука скатывается в болото позитивизма, где истина определяется не соответствием объективной реальности, а количеством накопленных «фактов». Но факт, вырванный из всеобщей связи, мёртв и ничего не доказывает сам по себе. Можно, оставаясь на позициях формальной логики, набрать достаточное количество фактов, чтобы «доказать» и геоцентрическую систему мира, и любую другую абсурдную теорию. Именно это бессилие буржуазной науки перед лицом целостности мира и породило таких мыслителей, как Башляр и Фейерабенд. Их заслуга в том, что они вскрыли кризис оснований современного им научного познания. Башляр справедливо указал на разрыв между научной моделью и реальностью, а Фейерабенд — на отсутствие универсального критерия истины внутри самой науки. Однако их критика, будучи разрушительной, не смогла предложить конструктивного выхода, ибо сама оставалась в плену идеализма и агностицизма.

Их тупик закономерен — это тупик кантовской «вещи-в-себе», признания принципиальной непознаваемости мира. Буржуазная наука, отказавшаяся от материалистической диалектики, не может ответить на этот вызов, ибо для неё мир действительно распадается на груду не связанных между собой фактов, истинность которых невозможно установить. Единственный путь вперёд был указан марксизмом. Материалистическая диалектика не отрицает силы аналитического расчленения, но подчиняет его высшей цели — синтетическому пониманию мира как взаимосвязанного и развивающегося через противоречия целого. Познание не есть пассивное собирание фактов — это активный процесс практического взаимодействия с материей, в ходе которого мы не только отражаем мир, но и преобразуем его, проверяя истинность наших знаний. Практика — вот тот критерий истины, который отсутствует у Фейерабенда и Башляра.
Кризис науки есть прямое следствие её подчинения интересам капитала. Транснациональные корпорации, эти спруты современности, финансируют лишь те исследования, что сулят немедленную прибыль или укрепление их контроля. Науку заставляют служить не познанию истины, а производству товаров и технологий социального управления. Одновременно капитализм порождает социальную базу для иррационализма — отчужденного, запутанного в противоречиях человека, который, не находя рациональных объяснений происходящему, хватается за мистические и конспирологические учения. Буржуазия поощряет это, ибо мистифицированное сознание неспособно к классовой борьбе.
Задача марксистов — отбить науку у сил реакции и иррационализма. Это означает не слепую веру в любые заявления от имени «науки», а борьбу за восстановление её подлинного метода — материалистической диалектики. Мы должны неустанно разоблачать как буржуазный редукционизм, так и идеалистический агностицизм, показывая, что только марксизм дает адекватную картину мира. Наука должна быть возвращена народу как орудие его освобождения, а не как инструмент его угнетения.
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot
Комментарии