Неравенство — единственный путь для развития человечества, который закрывает дорогу коммунизму?
07.07.2025
Глупо отрицать тот факт, что значительные темпы развития человеческой цивилизации были связаны с ростом внутреннего неравенства в социальной структуре. После улучшения средств производства, которые позволили извлекать большую выгоду из окружающей материальной среды, и появления излишка этот самый излишек стал скапливаться в руках узкой прослойки населения. Постепенно это вело к социальной дифференциации, к классовому разделению общества и, собственно, становлению классовой системы человеческого бытия.
Во многом именно это социальное расслоение позволило значительно ускорить темпы развития человечества. По крайней мере, именно так говорят многие антикоммунисты, которые, помимо прочего, утверждают, основываясь на этом мнении, что вне социального неравенства развития не будет, так как не будет мотивации к труду, а значит коммунистические идеи на практике губительны для всей цивилизации. Однако такой подход к вопросу весьма односторонний и не учитывает ряд весьма важных политэкономических факторов.
Социальное расслоение действительно стало результатом развития средств производства, своеобразным двигателем для дальнейшего экстенсивного развития человечества посредством стремления привилегированной группы извлекать всё больше и больше власти и средств себе на пользу. Но, как и всё в этом мире, такой расклад стал результатом огромного количество конкретно-исторических условий, в которых развивался человек как вид.
В конечном итоге не жадность человеческая стала общественным двигателем, равно как и не она обусловила появление классовых различий, а именно улучшение средств производства. Человек всё лучше и лучше понимал, как устроен мир вокруг него, а значит научился более эффективно использовать окружающие ресурсы для извлечения из них большей выгоды. Но ввиду того что средства производства всё ещё оставались с цивилизационной точки зрения весьма примитивными, то и эффективность использования материальных ресурсов была не такой значительной, как могла бы быть. Как следствие, человек всё ещё извлекал ограниченный ресурс из природы, которого никак не могло хватить на достойную жизнь хотя бы большинства населения, не говоря уже о всех.
Сегодня же человечество находится в принципиально иных условиях. С развитием атомной энергетики, робототехники, нейросетей, интернета и прочих средств производства, которые позволяют нам обрабатывать окружающую материальную действительность с невиданной доселе эффективностью, человечество начинает сталкиваться с кризисами перепроизводства. Эта проблема наблюдалась уже в раннем капитализме, сегодня же она достигает поразительных масштабов. Сегодня вопрос отнюдь не в том, что ресурсов на всех не хватит, вопрос в том, что ресурсы распределяются нерационально. Соответственно, конкретно-исторические условия сегодня совсем другие, нежели 4-5 тысяч лет назад, когда человечество вступало на путь цивилизационного развития.

Первичной мотивацией человека задолго до того, как сложная работа стала синонимом общественного возвышения, было выживание. Оно включало в себя анализ окружающей природы и приспособление её к нуждам человеческого вида. Сегодня этот мотив никуда не делся — он оказался лишь облачён в форму социальной гонки, где вместо выживания человек стал думать о возвышении, но сущностно речь всё ещё идёт про то самое выживание, пусть и в закамуфлированной форме.
Человечество большую часть своей истории развивалось на основе коллективизма, индивидуализм стал лишь временным явлением, отражающим конкретный этап становления общечеловеческой, мировой цивилизации. Так что выдавать человеческий индивидуализм и эгоизм за основу развития, а структуру общества - за результат этих явлений никак нельзя. Всё строго наоборот. Именно та общественная структура, что сложилась в результате ограниченности ресурсов, и стала основой индивидуализма, эгоизма и внутривидового соперничества на поприще социальной гонки. Соответственно, при изменении этой структуры и психологические нормы человеческого поведения начнут меняться. В это же время первичное противоречие, которое и толкало наших далёких предков к развитию — борьба за выживание и овладение природой, — никуда не денется, а значит и само развитие не остановится. Оно лишь примет другую форму и будет базироваться не на внутренних социальных рознях, а на иных началах, которые сегодня мы можем лишь предугадать.
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot
Комментарии