Никки и Вилли - могли ли два брата не вступать в Первую мировую войну друг против друга?
16.05.2025
В последнее время всё чаще можно услышать вопрос от людей, которые не слишком хорошо разбираются в устройстве мира, - почему Николай Второй и кайзер Вильгельм не объединились. С точки зрения обывателя, это вполне логичный вопрос. Два брата, которые в письмах называли друг друга Вилли и Никки, могли бы объединить свои силы в Первой мировой войне против стран Антанты и вместе построить новый мировой порядок.
Некоторые пытаются придать этому вопросу наукообразный вид. Одни считают решение Николая воевать на стороне Антанты «роковой ошибкой», другие, как обычно, видят в этом проявление заговоров и почти колдовства. Но истина заключается в том, что у Николая не было другого выбора, кроме как присоединиться к Антанте. И дело не в личных качествах монарха, а в экономике.
В начале XX века промышленный сектор Российской империи был очень отсталым на фоне других капиталистических держав. Особенно ярко экономическая нестабильность проявилась во время Крымской войны. Слабость инфраструктуры и неспособность своевременно выполнять военные заказы своими силами стали решающими факторами поражения России.
В конце XIX — начале XX века война стала противостоянием экономик, а не талантов отдельных полководцев в решающей битве. Назрела необходимость в возрождении российской экономики. Однако сделать это самостоятельно было сложно.
Помещики и дворяне превратились в праздный класс, который жил за счёт наследства и не был заинтересован в улучшении производительных сил страны. Почти все доходы от земли дворян уходили в европейские магазины, где русским туристам предлагали изысканную одежду и вина. Буржуазия как класс ещё не сформировалась, за исключением некоторых представителей.
Отмена крепостного права прошла неравномерно и с явными ошибками реформаторов: непомерная цена выкупа крестьян, несправедливый передел земли в пользу помещиков, невозможность обеспечить свободу крестьянам своими силами и т. д. В результате, из обычного русского крестьянина редко получался успешный торговец.

Понимая это, Сергей Витте, премьер-министр государства, открыл путь для западных инвестиций. Они стали движущей силой, которая на короткое время подтолкнула экономику России вперёд. Однако западные капиталисты не были заинтересованы в техническом развитии внутри России и использовали её ресурсы и дешёвую рабочую силу для своей выгоды. Основными инвесторами в российскую экономику стали Франция и Великобритания, которые на тот момент были самыми сильными странами буржуазного мира. Например, французский трест «Продамет» контролировал добычу и продажу почти всех драгоценных металлов в России, подкупая чиновников для увеличения прибыли.
В России формировалась новая власть — компрадорская буржуазия. Она полностью зависела от западных рынков производства и сбыта. Процесс перехода российской экономики на буржуазные рельсы ускорил трансформацию политической системы — Николай был вынужден идти на демократические уступки, чем и пользовалась буржуазия, поддерживая, например, кадетов.
Мог ли Николай пойти против новых бенефициаров российской экономики и поддержать своего брата Вильгельма? Теоретически да, но это могло привести к дворцовому перевороту и приходу к власти более сговорчивого монарха. Политика — это надстройка, именно экономические процессы определяют тенденции, характерные для государства. Полная зависимость российской экономики от стран Антанты определила политический лагерь, в котором оказалась Россия к началу Первой мировой войны. И никакие родственные или дружеские связи не имели значения — только экономика.
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot
Комментарии