Период патристики

06.06.2024

~3мин

От платоновской пещеры до кабинета Маркса

Патристика — это общее название литературы, написанной «отцами церкви». Также в истории философии патристикой обозначен период I-VIII веков, когда христианские проповедники боролись с язычеством, защищали христианство от иудеев, государственной власти и античной философии.

Помимо христианства, как мы уже оговорились в ранних статьях цикла, существовало множество течений философской и теологической мысли. Христианство как одно из течений должно было противостоять различным направлениям мысли. Самым распространенным и опасным для христианства был гностицизм. Его сторонники пытались познать мир, в том числе и бога. Общая черта всех гностических направлений (иудейский гносис, языческий гносис и христианский гносис) — дуалистическое объяснение мира. В нем содержится зороастризм (дуалистическое понимание мира, где идет постоянная борьба добра и зла) и некоторые греческие религиозно-философские концепции. Гностики считали, что эта борьба имеет универсальное, космическое значение: материя, т. е. зло, противостоит духу, т. е. добру. Важной проблемой гностицизма было решение вопроса о том, откуда берется зло, если бог добр и справедлив. Гностики различали бога-творца (демиурга) и бога-искусителя: первый подчинен второму. Душа человека, по гностицизму, является полем боя добра и зла, и человек познает эту борьбу.

Крайний дуализм отрывал материю от бога и ограничивал тем самым божественное влияние на мир. Помимо этого гностики весьма сложно объясняли положения Библии и в аллегорической форме могли интерпретировать те или иные положения так, что это открывало простор для ереси. Поэтому после утверждения христианства как государственной религии с гностицизмом велась усиленная борьба.

Манихейство — еретическое учение, близкое к гностицизму. Его основателем был мыслитель Мани (Манихеус). Зороастризм в этом течении так же преобладает в большой степени. Человеческая душа, по манихейству, состоит из света и тьмы. Где есть красота — побеждает добро, где царит безобразие — зло. Манихейство отбрасывает Ветхий завет, содержит в себе идею о том, что человек может самому себе реализовать искупление.

В борьбе с язычеством и ересью выступают христианские писатели, названные апологетами. Они стремились на основе Евангелия решить философские вопросы и приспособить греческое философское учение к своим концепциям. Квинт Септимий Тертуллиан активно отстаивал тезис о том, что философия и религиозная вера несовместимы, у веры и разума нет точек соприкосновения. Языческой науке он противопоставлял христианскую веру, разуму противопоставлял божественное откровение. Это понятие веры как вышей истины подготовило почву для превращения философии в служанку теологии, чем характеризуется всё средневековье.

В третьем столетии н. э. формируется Александрийская богословская школа, ее основатель - Тит Флавий Климент (Климент Александрийский). Его ученик — Ориген — считал христианство завершением эллинистической философии. Он наполнил христианство неоплатоническими элементами.

«В своем главном трактате «Об основных наставлениях» он объясняет отношение между богом и сыном божьим как отношение между светом и отблеском. Сын божий является образом света, стоит между богом и человеком как посредник».

Учение Оригена было осуждено, как еретическое, но оно сильно повлияло на «отцов церкви». Авторитет церкви был подчинен личности Иисуса Христа. Церковь считала опасными воззрения Оригена и его ученика Ария (что бог-сын не равен богу-отцу, и Христос не имеет божественную сущность), так как они приравнивали Христа, а вместе с ним и церковь, к преходящим вещам сотворенного мира.
Противоположные Оригену и Арию воззрение отстаивал Афанасий Великий. По его мнению, сын божий имеет ту же сущность, что и бог отец (идея о триединстве бога). Формирование христианского монотеизма завершается принятием догмата о триединстве бога и борьбой с языческим политеизмом. В IV столетии н. э. возникает каппадокийская церковь, которая в основном систематизирует богословие. Большое значение для церкви имели действия ортодоксальных «отцов церкви» - они отстаивали единство божественного и человеческого естества, что позволило опровергать и арианцев, и гностиков.
Наиболее выдающимся «отцом церкви» был Августин Аврелий, которому будет посвящена отдельная статья.

Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot

Рекомендуемые статьи

06.06.2024

Средневековье, становление христианства и философские течения в этот период

03.06.2024

Эпоха эллинизма

07.06.2024

Августин Аврелий

25.06.2024

Ключевое отличие марксизма от либерализма, традиционализма, монархизма и прочих антинародных течений

26.07.2024

Как в средневековой Европе узаконился грабеж или что такое «шевоше»

31.05.2024

Платон

Комментарии