Почему культура — и российская, и мировая — перестала рожать гениев и как это исправить?
22.08.2025
Культура, как и любое явление, - плоть от плоти своей эпохи, порождение конкретно-исторических производственных отношений. Когда мы вопрошаем, куда исчезли титаны духа, масштаба Пушкина или Горького, Эйзенштейна или Маяковского, недостаточно сетовать на «упадок нравов». Требуется материалистический анализ, вскрывающий корневые противоречия системы, калечащей творческое начало. И этот анализ обнажает убийственную логику неолиберального капитализма, превратившего культуру из орудия познания и возвышения в конвейер по штамповке товара.
История доказала: гении рождались и при феодализме, и при капитализме. Их появление не было фатально предопределено формацией, но становилось возможным вопреки ее ограничениям, когда мощь индивидуального таланта находила точку опоры в глубинном народном чувстве или грандиозности общественных преобразований. Советский культурный взрыв начала XX века – не случайность. Это был ответ на революционный порыв миллионов, сокрушивших старый мир. Новая, прогрессивная формация, устремленная в будущее, требовала и новых форм искусства, способных осмыслить грандиозность свершаемого и звать вперед. Горький, Маяковский, Дейнека – они были плотью от плоти этого всенародного движения к Царству Свободы, его голосом и зрением. Их гений питался не рыночным спросом, а общественной потребностью в осмыслении и созидании нового мира.
Неолиберальная же глобализация, завершившая становление ультраимпериализма, наложила на культуру железную узду отчуждения. Сущность капитализма – подчинение всех сфер жизни закону стоимости, превращение их в источник прибыли. Культура стала «креативной индустрией», а художник – поставщиком контента для рынка. Спруты ТНК, контролирующие медиагиганты, стриминговые платформы, издательские концерны, диктуют законы жанра: максимальная стандартизация под усредненный «спрос», минимизация рисков, предсказуемость, способность к бесконечной франшизации. Произведение оценивается не глубиной постижения действительности, не силой эстетического воздействия, а кассовыми сборами, рейтингами и алгоритмической рекомендацией. Прибыль – вот единственный критерий «успеха». В этих условиях рождается не искусство, а культурный суррогат – «повторение повторений», бесконечные сиквелы, ремейки, комиксы-блокбастеры, где зрелищность замещает смысл, а индивидуальные сиюминутные хотения выдаются за «глубину». Конечно, и в таком потоке порой проскакивают ценные с точки зрения культуры вещи, но всё реже и реже. Если любой ценитель может почти наугад выхватить фильм или книгу 100-200 летней давности и с большой долей вероятности попадёт в хотя бы крепкое произведение, то сегодня фильмы, сериалы, музыка или книги 2-3 летней давности уже заросли мхом — их почти никто не помнит и никогда не вспомнит.
Ильенков прозорливо указал на корень: подлинный гений – это гармоничное соединение логической мощи мысли и силы художественного воображения. Но капитализм, основанный на отчуждении, систематически разрушает эту гармонию. Он требует не целостного, диалектического осмысления мира в его противоречиях и развитии, а узкой специализации, фрагментации сознания, производства сиюминутного контента. Культурная индустрия поощряет не сложность и глубину, а упрощение и клиширование. Зачем «чувствовать ветер времени», анализировать его противоречия, если алгоритмы уверенно предсказывают успех очередной комикс-адаптации или ностальгического ситкома? Буржуазный миропорядок, достигший пика регрессивности, когда технологический потенциал для скачка в будущее используется для консервации власти кучки хищников, враждебен самому духу творческого поиска, требующего свободы от диктата рынка и смелого взгляда в завтра.

Советский опыт не был идеален, но он доказал: освобождение культуры от ярма частной собственности и прибыли создает почву для невиданного расцвета. Когда искусство служит не обогащению паразитов, а духовному росту народа, строительству нового общества, оно рождает титанов. Современная же культурная надстройка глобального ультраимпериализма – это не локальная российская беда, а мировой симптом загнивания системы. Она отражает тупик капитализма, его неспособность дать человечеству позитивную перспективу, кроме бесконечного потребления симулякров.
Диалектический урок ясен. Возрождение подлинной культуры, рождение новых мастеров, способных осмыслить сложность и трагизм нашей эпохи и указать путь вперед, неотделимо от борьбы за преодоление капиталистического способа производства. Только сбросив оковы частной собственности и рыночного рабства, человечество высвободит колоссальный творческий потенциал, ныне задавленный неолиберальным прессом. Сколько гениев, чей талант гибнет сегодня в конвейерах «креативных индустрий» или в нищете непризнания, смогли бы расцвести в обществе, где культура служит прогрессу, а не прибыли. За это будущее, где красота и мысль станут достоянием всех и нормой человеческого развития, стоит бороться без устали. Освободим творчество от оков капитала – и культура вновь явит миру своих титанов!
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot
Комментарии