Почему существуют «немыслимые» вещи и как всё-таки их можно понять?
03.08.2025
Идеалистические интеллектуалы всех мастей, от теологов до эзотериков, наживаются на слабостях человеческого мышления, искусственно конструируя тупики из категорий, вырванных из материальной практики. Их излюбленное оружие — апелляция к принципиальной «немыслимости» Бесконечности и Ничто. Действительно, человеческое сознание - этот продукт конкретной материальной деятельности - с трудом оперирует понятиями, лишенными прямого чувственно-практического основания. Мы не можем представить вечность материи или абсолютное небытие, и эта когнитивная граница становится брешью, через которую врываются спекуляции о «божественном творении» или «мистическом ничто». Но марксизм как наука о всеобщих законах развития материи дает оружие для разоблачения этих уловок, вскрывая их гносеологические корни в отрыве абстракции от практики.
Сознание не есть некая сущность над материей; оно — функция высокоорганизованной материи, способность отражать и использовать информацию, порожденную ее движением. Сама материя находится в постоянном движении, разрешении внутренних противоречий и смене форм. Весь универсум — единая суперсистема, лишь мысленно расчленяемая человеком на отдельные процессы для облегчения анализа. Информация рождается из этого совокупного движения. Сознание же формируется как инструмент активного отражения и преобразования действительности: оно впитывает информацию (отражение), использует ее в практике (воздействие на материю), порождая новую информацию (отражение измененной реальности), которая снова осмысливается. Так возникает специфическая форма движения — социальная, где сознание, будучи производным от материи, само становится активным субъектом ее изменения.
Корень «немыслимости» Бесконечности и Ничто лежит именно в этой диалектике сознания и практики. Человечество в своей истории не сталкивалось материально-практически ни с абсолютной вечностью (все процессы конечны в своих конкретных формах), ни с абсолютным Ничто (материя неуничтожима, бытие постоянно). Мы как человечество вывели эти категории логически, как предельные абстракции, оторванные от непосредственного чувственного опыта и практической деятельности. Они — вершины абстрагирования, максимально удаленные от своей материальной основы. Не случайно Гегель, величайший идеалист, начинает построение своей системы именно с абстрактнейших категорий Бытия (вечности/бесконечности) и Ничто, немедленно погружаясь в спекулятивные рассуждения об их тождестве и различии. Поставленные в основание и лишенные связи с материальной практикой, они неизбежно ведут к идеализму, к мистификации реальности, что и показал Гегель. Ведь положив в основание своих рассуждений максимально идеалистические абстракции, он и пришёл в конечном счёте к радикальнейшему идеализму.

Идеалистическая критика материализма — яркий пример такой спекуляции. «Материя либо создана, либо вечна!» — провозглашают идеалисты. Если создана — значит Богом или кем-то подобным. Если вечна, то она существовала бесконечное время до настоящего момента. Но если прошлое бесконечно, рассуждают они, то как мог наступить «нынешний» момент? Ведь чтобы дойти до него, нужно было преодолеть бесконечность, что невозможно. Следовательно, материя не могла быть вечной, значит — создана. Эта кажущаяся стройной логическая конструкция рушится при материалистическом анализе. Логика — инструмент сознания, продукт материи. Сама категория «бесконечное время до настоящего момента» — это спекулятивная абстракция, не имеющая аналога в реальном движении материи, а значит наше сознание принципиально не способно работать с такими категориями, у него просто нет для этого опыта. Время — форма бытия материи, оно не существует само по себе как некая бесконечная линия, которую нужно или можно «пройти». Материальный мир существует в вечном движении и развитии, конкретные процессы в нем имеют начало и конец, но материя в целом не имеет «начала» во времени — хотя материя и есть источник времени. Вводить в рассуждение о материальном мире категорию «бесконечное время до…» — значит подменять реальное движение спекулятивной схемой, заведомо оторванной от практики и потому ведущей в идеалистический тупик.
Это не означает отказ от познания предельных категорий. Научный материализм признает их как обозначения реальных атрибутов материи (вечность, бесконечность) и ее неуничтожимости (отсутствие абсолютного Ничто). Но их подлинное, неспекулятивное понимание станет возможным лишь на новом уровне развития человеческого сознания. Этот уровень будет достигнут не через пустые умствования, а через углубление практического освоения мира: через проникновение в тайны микромира и космоса, через познание новых форм движения материи, через выход человечества в космическое пространство, где оно столкнется с иными масштабами и, возможно, иными проявлениями материи. Сегодня же мы, человечество, используем эти категории как стрелки компаса в космосе — они что-то нам указывают, но мы сами плохо понимаем что. Только расширяя свою практическую базу, обогащаясь новым опытом, человеческий разум сможет подняться до адекватного осмысления этих суперабстракций. До тех пор попытки использовать категории Бесконечности и Ничто для объяснения социальных процессов, для обоснования каких-либо идеологических конструкций или для анализа или корректировки материальных процессов есть чистейший идеализм. Что иронично, идеалисты, спекулируя на «немыслимости», лишь консервируют отставание сознания, мешают его развитию через научное познание реального мира. Тем самым они как бы заявляют, что поняли суть этих абстракций (хотя это не так) и делают всё, чтобы человечество не подошло к их пониманию ни на шаг. Задача марксистов — не играть в их спекулятивные игры, а вести человечество вперед по пути материалистической науки и практики, к новым рубежам познания, где ключи к Вечности и Ничто будут найдены не в мистике, а в безграничности самой материи и ее законов!
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot
Комментарии