Пора переосмыслить образ Ленина в истории: в первую очередь великий учёный, во вторую — великий революционер

26 д. назад

~3мин

Исторический период Первой мировой войны часто представляется в упрощённом ключе как время неизбежного нарастания революционного кризиса. Однако конкретный анализ конкретной ситуации раскрывает более сложную диалектику. Разрыв между ожиданиями скорой пролетарской революции в Европе и суровой реальностью империалистической бойни поставил перед марксистами фундаментальные теоретические проблемы. Предательство лидеров Второго Интернационала, поддержавших свои буржуазные правительства, демонстрировало не просто слабость отдельных деятелей, но глубокий кризис теоретических основ международной социал-демократии.

В этих условиях деятельность Ленина, сосредоточенная на интенсивной теоретической работе, представляла собой не отступление от практики, а её высшую форму. В отличие от современных леволибералов, уповающих на внешнюю активность, Ленин понимал, что без преодоления методологического кризиса в революционном движении любая практическая деятельность обречена на вырождение в бесплодный активизм. Его уход в философские штудии был не капитуляцией, а стратегическим манёвром, направленным на выявление корней оппортунизма и поиск путей восстановления революционной перспективы.

«Философские тетради» и глубокое изучение диалектики Гегеля стали для Ленина необходимым этапом переосмысления марксистского метода. Он обнаружил, что вульгаризация марксизма, приведшая к краху Интернационала, коренилась в непонимании диалектики как логики и теории познания. Без освоения гегелевской диалектики невозможно было адекватно анализировать новую историческую реальность – эпоху империализма, требовавшую не догматического повторения формул, а творческого развития теории.

Параллельно с философскими исследованиями Ленин вёл напряжённую работу по анализу империализма. Эта работа была прямым применением диалектического метода к изучению конкретно-исторической формы движения материи – экономических и политических процессов начала XX века. Выявление закономерностей монополистического капитала, сращивания банковского и промышленного капитала, территориального раздела мира позволило Ленину не просто описать современность, но вскрыть её коренные противоречия.

Владимир Ленин

Диалектический материализм требовал от Ленина рассмотрения империализма как живого противоречивого процесса развития. Война представлялась ему не случайным отклонением, а закономерным проявлением глубинных антагонизмов капиталистической системы. Такой подход позволял преодолеть поверхностное морализаторство пацифистов и оппортунистов, видевших в войне лишь трагедию, но не понимавших её объективной связи с логикой капиталистического развития.

Теоретическая работа Ленина в годы войны демонстрирует принципиальное отличие подлинно марксистского понимания практики от её вульгарной трактовки. Для диалектического материализма практика включает в себя не только непосредственное действие, но и процесс теоретического познания, без которого действие слепо. Год, проведённый Лениным в библиотеках Швейцарии, был периодом интенсивнейшей практической работы по вооружению революционного движения адекватным теоретическим инструментарием.

Современные последователи культа немедленной активности не понимают этой диалектики теории и практики. Их требование постоянной внешней деятельности, любой ценой и безотносительно к конкретным историческим условиям, представляет собой разновидность идеализма, где воля подменяет объективные условия. Ленин же руководствовался материалистическим пониманием истории, согласно которому успешное действие возможно лишь на основе точного анализа соотношения классовых сил и конкретной стадии исторического развития.

Разработка теории империализма и углублённое изучение диалектики стали необходимым фундаментом для выработки правильной политической стратегии в условиях войны. Без этой работы были бы невозможны ни теория слабого звена в империалистической цепи, ни стратегия превращения империалистической войны в войну гражданскую.

Исторический опыт ленинской работы в годы Первой мировой войны содержит важный методологический урок для современных марксистов. Он напоминает, что марксизм является не собранием догм, а руководством к действию, требующим постоянного развития теории на основе конкретного анализа изменяющейся реальности. В периоды теоретического застоя и методологического кризиса углублённое изучение философских основ марксизма и анализ новых явлений общественной жизни становятся важнейшей формой практической подготовки к будущим битвам.

Современным леволибералам, обвиняющим теоретически работающих марксистов в пассивности, стоило бы задуматься над этим историческим примером. Подлинная научно-прогрессивная практика определяется не количеством напечатанных листовок или проведённых митингов, а способностью вырабатывать стратегию, адекватную конкретно-историческому моменту. А такая стратегия рождается только в процессе напряжённой теоретической работы, соединяющей верность принципам марксистского метода с творческим подходом к анализу новой реальности.

Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot

Рекомендуемые статьи

07.11.2024

Как Джордж Сорос ненавидит человечество со слов Илона Маска

25.07.2024

Как избавиться от пробок на дороге? Разбираем причины их появления и предлагаем свой вариант

28.01.2023

Снова о теории марксизма. Нужно ли для её обновления привлекать широкие народные массы?

20.07.2024

Социалистическая революция 1918 года в Германии. Причины провала и важный исторический опыт

23.08.2024

Как грубил и матерился Ленин, (причём даже в своей публицистике)?

30.07.2024

Что представляет собой мир-системный анализ и почему он далёк от марксизма-ленинизма

Комментарии

Б

Бронюкайтене-Ковалева

11.11.2025 09:31

Самая важная мысль Вашего журнала - это то, что марк- энгельс- ленин- сталин - это ученые, обьединившиеся в своем познании- переоткрытии именно на Замысла ("идеи"), Плана- Образа ("идеологии") Законов ("неписаных человеком") со- Творения в со- Хранении разумного сообщества справедливого для каждого человека в Законах со-Существования естественного, а не искускусственного, мира. Мир искусственно хирургически и биохимически именно в корне, противоположном в брачно- родовой- общественной жизни ради ограбления, порабощения, захвата всех денег- золота или прочих средств Обмена в узлах связей каждого Единого народного природного сообщества как единого существа в подобии предыдущему в Замысле... и т.д. стяжая именно через это подобие "со-" из Налвселенской Части естественного, а не искусственного, рассотворяемого время от времени, мира - как кничтожения всего сотворенного, разделения обманом, состоящим в разделении обманом мужчин и женщин их и далее уничтожении в Женских играх в наперстки с еще остающимися на планетах ныне не искаженными в своей генетике Мужской У- Хромосомы ДНК и Женской мРНК мужчинами всех коренных народов и потому еще способными к жизни в Вечности перевоплощений к продолжению со- Творения Вселенной в их главной точке - в корне мо- Творения "равночестной" и потому подобной Вневселенской Вечной двухсущностной разумной двуединой брачной плоти, как было с со-Творением на Пути в Вечности перевоплощений еще не так давно с двухклеточной двуединой плотью, понвне повторяющегося в утробе матери ускоренного со -Творения с помощью стяжаемых в подобии Сил Свыше... Но ныне милу набрали биогибриды присоединением и усилением прямо в роддомах обрезания младенцев коренных народов в "сыны геенны" лишаемых на 8- й день от роду Пути в Вечности и отправляемвх после смерти в топку Богоборца- Рассотворителя всякого естества, уничтожения прочих-коренных народов еще не измененных в корне брачно- родовыз- общественных отношений природных народов.

Ответить на комментарий

Б

Бронюкайтене-Ковалева

11.11.2025 09:39

А потому стоит сейчас поднять главное - как в основе Марксовой трудовой ясейке- клеточке, как говорили в Полиэкономии отразились знания наших именно предков русских, стоящих у истоков Истины об основах Единого Естествоведения о Главном. И как следует просмотреть заново "Диалектику Природы" великого ученого Энгельса, даже после смерти Маркса издавшего под его именем свой том " Капитала, где уже говорил о недостаче одного еше момента труда как истинный еще не подвергашийся обрезанию и влиянию синагоги селовек природный в отличие от Маркса. Осторожно, чтобы не повредить уже переоткрытому и взятому из еврейского дерева сефирот той самой ячейки любого разумного самоуправления, самоорганизации разумного двух полового сообщества- сушества - зачатка, поана- образа тне

Ответить на комментарий

Б

Бронюкайтене-Ковалева

11.11.2025 10:26

Именно в точке кражи первородства в знании зороастрийском отца Авраама в его той самой " книге Зороастра" о которой Иисус рассказывает о сотворении естественного и ссылается на "Книгу Зороастра", в 13 веке полученной якобы евреем Раби Шимоном с базара как буиаги для снеди... и далее евреями переделанного Православного Крест- Хреста - Плана - Образа Третьего Лика Всевышнего во внеселенской Части естественного мира рядом с Женским и Мужским Началами стоящим "равночестно"... И тут я перейду к выходцам из староверов ак. П.К. Анохина, независимо от Маркса этой "ячейки- клеточки" самоуправления в живом сообществе- существе на физиологии человека, клетки-,нейрона...открывая путь в бесконечность к Началу со- Творения во вселенной Человека разумного... И это именно он оставил завещание, которое мы выполняли всей советской наукой о соединении знаний в связях этого плана- образа Типового с многочеловеческой природой в Политэкономии... Но гораздо более важно, что именно Ак. П.К. Анохин соединял эту клеточку с ее свойствами частотно- волновыми тепловыми- информационными, открывая М. Кирлиана. Нерусское слово " резонанс" подменило и скрыло за собой Слово "Силы Благодати Свыше", отвлекая как всегда "идущим по пятам" Иаковым - Исра- элем, Богоборцем выкинуть Русскую со-Кровенную Речь из жизни Русского мира унизить именно Русское Крестьянство его верховное посвящение и просвещение - единственно к выполнению Замысла о со- Творении новой двусущностностной плоти. Не мною это все сказано , напоминает Иисус Лично, а советская наука под ..выходцев из староверов, завершила- вернула " дерево сефирот" , Марса к начальному виду - прпвославного Креста- Хреста с перекладинами в древней части на арамейском " Книги Зороастра" о сотворении мира, в Апокрифе Иоанна. Дорогие мужчины русские, прислушайтесь, как в вас страх перед Женскими играми в наперст...холокос т.( библия, В. З. Книга 2 царств, 12:31).правда о служении русских гомофильной ЛГБТ- лжетроице " Два Отца и Сын " Богоб

Ответить на комментарий