Признавать относительную прогрессивность капитализма как формации необходимо, чтобы понимать, куда двигаться дальше

24 д. назад

~4мин

Исторический материализм даёт нам ясный методологический ключ для понимания места капитализма в общественном развитии. Эта экономическая формация не является случайным отклонением или результатом чьей-либо злой воли — она закономерный продукт многовекового развития производительных сил человечества. Капитализм возник как отрицание феодализма, исчерпавшего свой прогрессивный потенциал, и на определённом историческом этапе стал мощным двигателем технического и социального прогресса.

Переход от феодализма к капитализму занял несколько столетий и был отмечен серией буржуазных революций, начиная с Нидерландской XVI века и Английской XVII века. Эти революции разрушили сословные привилегии, отменили личную зависимость крестьян, ликвидировали цеховые ограничения и установили принцип формального равенства всех перед законом. Принятие Билля о правах в Англии 1689 года и Декларации прав человека и гражданина во Франции 1789 года заложило юридические основы современного гражданского общества.

Промышленная революция конца XVIII — XIX веков стала кульминацией прогрессивной роли капитализма. Машинное производство заменило ручной труд, фабрики пришли на смену мануфактурам, города росли с невиданной скоростью. Производительность труда выросла в десятки раз, возникли новые отрасли промышленности, наука превратилась в непосредственную производительную силу. Капитализм создал мировой рынок, связал все народы экономическими узами, впервые в истории поставив вопрос о всемирном характере общественного развития.

Буржуазия сыграла в истории чрезвычайно прогрессивную роль. Она разрушала феодальные отношения, создавала более централизованные государства с единым правительством, единым законодательством. Буржуазия за менее чем сто лет своего классового господства создала многочисленные и грандиозные производительные силы, нежели все предшествовавшие поколения, вместе взятые.

Капитализм радикально изменил социальную структуру общества. Он заменил сословные привилегии формальным равенством возможностей, создал социальные лифты, позволившие некоторым представителям подниматься по социальной лестнице. Система массового образования, хотя изначально и служившая потребностям промышленности, дала миллионам людей доступ к знаниям, ранее бывшим привилегией элиты. Развитие демократических институтов, несмотря на их ограниченный характер, создало предпосылки для политического участия широких народных масс, что было немыслимо в предшествующие эпохи.

Научно-технический прогресс при капитализме обрёл невиданный размах: механика, химическая промышленность, авиация, электроника, атомная энергия, информационные технологии — все эти достижения человеческого гения были созданы в рамках капиталистической системы. Урбанизация и развитие медицины привели к значительному росту продолжительности жизни, снижению детской смертности, улучшению условий быта. Капитализм доказал свою способность невиданными темпами развивать производительные силы, концентрировать производство и создавать материальные предпосылки для перехода к более высокой общественной формации.

Однако диалектический метод учит нас, что ни одна формация не является вечной. Развивая производительные силы, капитализм создаёт предпосылки для своего собственного отрицания. Уже в XIX веке стали проявляться присущие ему противоречия — периодические экономические кризисы, углубление социального неравенства, антагонизм между трудом и капиталом. Капитализм из прогрессивной силы постепенно превратился в тормоз общественного развития. Противоречие между общественным характером производства и частной формой присвоения становится всё более острым и неразрешимым в рамках буржуазных отношений.

В эпоху империализма эти противоречия достигают своего крайнего выражения. Господство монополий, сращивание банковского и промышленного капитала, образование международных монополистических союзов, территориальный раздел мира — все эти процессы ведут к обострению противоречий капитализма. Империализм есть канун социальных преобразованием под командованием пролетариата, и это подтверждается всем ходом мирового развития в XX-XXI веках.

Современный ультраимпериализм, характеризующийся господством транснациональных корпораций, лишь маскирует эти противоречия, но не разрешает их. Капиталистическая система сегодня сталкивается с фундаментальными проблемами — экологическим кризисом, исчерпанием ресурсов экспансивного роста, растущим разрывом между богатыми и бедными, системными финансовыми кризисами. Глобализация, бывшая когда-то источником роста, оборачивается глобализацией кризисных явлений, поражающих одновременно все звенья мировой капиталистической системы.

Объективные условия для перехода к более прогрессивной общественной формации уже созрели. Производительные силы достигли такого уровня развития, что позволяют решить основные материальные проблемы человечества. Однако частная собственность на средства производства и капиталистические производственные отношения стали оковами для дальнейшего прогресса. Человечество стоит перед выбором: либо сознательный переход к социализму, либо варварская деградация и возможная гибель мира.

Историческая миссия рабочего класса состоит в том, чтобы возглавить переход к социалистическому обществу. Этот переход не является автоматическим — он требует сознательной борьбы, организации и теоретической ясности. Современный пролетариат, включающий в себя не только промышленных рабочих, но и всех наёмных работников умственного и физического труда, представляет собой ту силу, которая способна осуществить эту историческую трансформацию.

Марксистский подход требует от нас трезвой оценки исторической роли капитализма — без идеализации, но и без упрощённого очернительства. Мы признаём его прогрессивную роль в развитии человечества, но понимаем, что эта роль исчерпана. Современные проблемы человечества — от голода и нищеты до экологических угроз и военных конфликтов — не могут быть решены в рамках капиталистической системы. Переход к социализму становится не вопросом идеологических предпочтений, а исторической необходимостью, диктуемой всем ходом общественного развития.

Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot

Рекомендуемые статьи

07.11.2024

Как Джордж Сорос ненавидит человечество со слов Илона Маска

28.01.2023

Снова о теории марксизма. Нужно ли для её обновления привлекать широкие народные массы?

02.09.2024

Как заработать на выдуманной родословной? Пример американской актрисы из «рода инквизиторов»

13.07.2024

Добровольное превращение в колонию: в Молдавии пройдёт референдум о сдаче суверенитета в пользу ЕС и США

30.07.2024

Что представляет собой мир-системный анализ и почему он далёк от марксизма-ленинизма

05.07.2024

«Благодаря Байдену доллар ушёл в прошлое» - американская элита констатирует провал политики США. Как будут выправлять?

Комментарии

Д

Демко Игорь Бортсивич

13.11.2025 12:17

Спасибо за родственный моей, рождённой в Союзе, душе материал и позицию! Вода и камень точит - так держать!

Ответить на комментарий