Просто о самом сложном философском вопросе на примере шахмат
26.05.2025
В основе всех философских, политических и социальных концепций лежат либо идеалистические, либо материалистические идеи. В конечном итоге всё сводится к этим двум фундаментальным направлениям мысли. В открытии и популяризации этой идеи есть немалая доля гениальности Маркса и Ленина. До них, особенно в вопросах политики и экономики, человечество было подобно слепым котятам, которые тыкались то в одну, то в другую сторону, не имея ни малейшего представления о том, как всё устроено и на каком фундаменте.
Идеализм утверждает, что идеи первичны, а материя вторична. Идеалист считает, что сначала человек (или бог) создаёт представление о мире в своём сознании, а затем мир начинает воплощать эту идею. Без сознания и идей идеалисты не видят мира — для них он не существует. Материализм же говорит о том, что первична именно материя — природная или социальная. С её помощью формируются идеи, которые затем влияют на саму материю через то, что идея овладевает массами (материальными, разумеется). Некоторые считают, что выбор между идеализмом и материализмом произволен и что нет доказательств правильности того или иного подхода. Однако это не так. Если разобраться, то легко увидеть, что материя первична по отношению к идее.
Это можно продемонстрировать на примере всем знакомой игры. На первый взгляд шахматы доказывают превосходство идеи над материей. Ведь сначала в сознании шахматиста появляются различные ходы и комбинации, он продумывает стратегию, а затем уже двигает фигуры. Таким образом, именно идея определяет движение и логику развития материальных шахматных фигур. Однако если мы углубимся в изучение, то увидим, что всё сложнее. Сам процесс логического анализа, который шахматист проводит при рассмотрении позиции, не возникает из ниоткуда. Он видит материальную фигуру — будь то пешка, слон или ферзь — и знает возможности, которые доступны для этих фигур. Например, пешка может ходить вперёд или бить фигуру противника, слон может перекрыть линию, а конь — дать вилку и так далее. Эти возможности существуют на доске — в материальном мире — независимо от того, что происходит в сознании шахматиста. Он просто отделяет от фигур их возможности и рассматривает их как идеи.

Затем он делает то же самое с фигурами противника, чтобы понять, как они могут встать. Сознание шахматиста не зависит от самих фигур — ему неважно, сделаны они из дерева или пластика, сколько они стоят и кем произведены. Он работает с абстрактными идеями их движения, которые связаны с самими фигурами. После анализа он действительно разрабатывает стратегию — идею, которая определяет движение фигур. В этом смысле можно сказать, что идея определяет движение материи, и это не противоречит материализму. Однако появление этих идей в сознании связано с материей. Если мы предложим человеку, который никогда не играл в шахматы и даже не видел их, подумать о шахматных комбинациях, он не поймёт нас. Поэтому молодых шахматистов сначала учат тому, как ходят фигуры — это потенциальная идея, присущая этим материальным объектам. И только после этого они начинают анализировать, но не наоборот. Пример с мышлением шахматиста можно расширить. В конечном счёте любое мышление работает с абстракциями, которые происходят из реального, материального мира.
Если представить человека, который с рождения живёт в абсолютной пустоте, то он не сможет мыслить, потому что ему не с чем работать — вокруг него нет ничего. Например, есть научные доказательства того, что люди, которые не жили в человеческом обществе на ранних стадиях своего развития (дети-маугли), не могут интегрироваться в общество. В этом отношении само сознание, которым обладают люди, свидетельствует о первичности материи — в данном случае социальной — над идеей.
Сознание не является продуктом мозга и не производится им, как другие продукты жизнедеятельности производятся другими органами. Сознание возникает в процессе и появляется у человека в тот момент, когда образуется социальная материя, без которой сознание не может существовать, и человек остаётся животным. Впоследствии сознание становится пространством восприятия идей, которые влияют на жизнь человека. Научный материализм утверждает, что мышление и построение идей связаны с материей и не могут существовать без неё. Поэтому для изменения идей, идеологий или сознания необходимо изменить материю — в данном случае социальную. Как говорил Маркс: «До сих пор философы только различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его».
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot
Комментарии