Пусть исторически Россия и мир двигаются к коммунизму, это не означает что всё предопределено
25.10.2025
Вопрос о предопределённости исторического процесса с точки зрения марксистской методологии часто становится жертвой вульгарных интерпретаций, сводящих богатую диалектику развития к примитивному фатализму. Научный материализм, составляющий философскую основу марксизма, решительно отрицает как идею слепого рока, так и абсолютизацию роли случайности и волевых решений. Подлинно диалектический подход раскрывает историю как процесс, в котором необходимость проявляется через множество случайностей, а объективные законы общественного развития действуют не как жёсткая предопределённость, а как тенденция, прокладывающая себе путь через хаос индивидуальных действий и субъективных выборов.
Материалистическое понимание истории исходит из того, что способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Этот фундаментальный тезис устанавливает объективную основу исторического развития, его материальный стержень. Последовательная смена общественно-экономических формаций представляет собой не произвольную схему, а научно выявленную магистральную линию прогресса, основанную на развитии производительных сил и соответствующем изменении производственных отношений. Именно эта линия образует историческую необходимость, придающую процессу развития целостность и направленность.
Однако признание этой макроскопической закономерности ни в коей мере не означает, что каждое конкретное событие заранее предписано. Общие законы проявляют себя исключительно через единичное, а необходимость – через случайность. Конкретная историческая ситуация всегда представляет собой уникальное переплетение множества факторов – экономических, политических, культурных, географических, наконец, биографических особенностей ключевых деятелей. Именно здесь возникает поле возможностей для субъективного фактора, для проявления воли классов, партий и отдельных личностей.
Роль личности в истории не отменяется марксизмом, но получает материалистическое объяснение. Индивид, сколь бы гениален он ни был, всегда является продуктом своей эпохи и своего класса. Его мировоззрение, цели и даже характер формируются под влиянием господствующих общественных отношений. Но, будучи сформированным, он сам становится активной силой, способной своим решением ускорить или замедлить ход событий, придать им ту или иную конкретную форму. Большевистская партия во главе с Лениным, опираясь на научный анализ расстановки классовых сил, смогла распознать в хаосе 1917 года момент, когда объективная революционная ситуация созрела, и своим организованным вмешательством перевести потенциальную возможность в реальность.
Следовательно, исторический процесс носит вероятностный, а не фатальный характер. На каждом этапе развития перед обществом открывается не один единственный путь, а веер возможностей, спектр которых ограничен уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений. Какая из этих возможностей реализуется, зависит от исхода классовой борьбы, от соотношения сил, от степени сознательности и организованности основных социальных субъектов. Поражение Парижской Коммуны или реставрация капитализма в СССР не отменяют объективной тенденции движения к социализму, но наглядно демонстрируют, что эта тенденция не гарантирует автоматической победы.
Диалектическое единство необходимости и свободы проявляется в том, что познанная необходимость становится основой для сознательного действия. Свобода воли в марксистском понимании – это не иллюзия независимости от объективных законов, а способность познать эти законы и, опираясь на их действие, целенаправленно преобразовывать действительность. Когда рабочий класс через свою авангардную партию овладевает научным пониманием общественного развития, он превращается из объекта истории в её субъекта, способного сократить стихийный период развития и минимизировать его издержки.
Конкретный анализ конкретной ситуации, о необходимости которого не уставали говорить классики марксизма, как раз и представляет собой метод познания этой диалектики. Он требует изучать не абстрактные схемы, а живую, противоречивую действительность во всей её полноте, выявляя в каждом конкретном моменте единство общего и отдельного, необходимого и случайного. Только такой подход позволяет выработать верную политическую стратегию и тактику, соответствующую как объективным условиям, так и реальному соотношению классовых сил.
Таким образом, марксизм предлагает научное решение проблемы исторической необходимости и свободы воли. Человек не является марионеткой слепых исторических сил, но и не является абсолютно свободным творцом, способным по своему произволу лепить историю. Его сила заключается в способности познать объективные законы общественного развития и использовать это знание для сознательного направления исторического процесса в интересах прогресса. Марксизм – это не сборник догм и пророчеств, а живое руководство к действию, вооружающее методом для познания и преобразования мира на научной основе.
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot
Комментарии