Рабочая демократия — то, чему у Китая придётся учиться всем, чтобы выжить в новом мире

13 д. назад

~3мин

Доминирующий на Западе дискурс, характеризующий КНР как авторитарное государство, игнорирует сложную диалектику взаимодействия производительных сил и производственных отношений в условиях сознательного строительства социализма. После начала политики "реформ и открытости" Китай столкнулся с объективным противоречием: необходимостью развития производительных сил при сохранении социалистической ориентации. Разрешение этого противоречия потребовало творческого применения марксизма - допущения рыночных механизмов при сохранении стратегического руководства со стороны коммунистической партии.

Политическая система КНР представляет собой сложный организм, сочетающий элементы прямой и представительной демократии. Институт собраний народных представителей образует многоступенчатую пирамиду, где на низовом уровне проводятся прямые выборы, а вышестоящие собрания формируются нижестоящими. Эта система, при всей её кажущейся сложности, позволяет аккумулировать и обобщать интересы различных социальных групп в рамках единого политического курса.

Важным элементом политической системы является существование восьми партий, действующих под руководством КПК. Эти партии не являются оппозицией в западном понимании, а выполняют функцию политических консультантов, представляющих интересы определённых социальных и профессиональных групп. Подобная модель многопартийного сотрудничества создаёт каналы для артикуляции разнообразных интересов при сохранении стратегического единства.

Современный этап развития КНР характеризуется углублением процессов экономической демократизации. Введение требования об обязательном включении представителей рабочих в советы директоров предприятий с численностью более 300 человек знаменует качественный сдвиг в производственных отношениях. Эта мера направлена на привлечение работников к управлению производством и соответствует марксистскому пониманию социализма как системы, где ассоциированные производители сознательно управляют процессом производства.

Китайская концепция "всесторонней народной демократии" подчёркивает, что демократия не сводится только к моменту голосования, а представляет собой повседневное участие в управлении. Этот подход соответствует марксистскому пониманию демократии как системы, где народ реально управляет обществом, а не просто делегирует власть представителям. Права человека в китайской трактовке понимаются прежде всего как право на сытую и обеспеченную жизнь, что отражает материалистическое понимание свободы.

В международном плане Китай демонстрирует альтернативу ультраимпериалистической глобализации. Курс на построение сообщества единой судьбы человечества представляет собой попытку преодоления антагонистических противоречий современного капитализма. Китайская модель развития, сочетающая планирование и рынок, государственную собственность и частное предпринимательство, представляет собой уникальный эксперимент по созданию переходной экономической системы.

Критики китайской модели с догматических позиций игнорируют диалектический характер общественного развития. Они не понимают, что социализм не может быть построен сразу в законченной форме, а представляет собой длительный переходный период, в течение которого происходит развитие производительных сил и преобразование производственных отношений. Китайский опыт демонстрирует возможность использования капиталистических методов для строительства материально-технической базы социализма.

Перспективы китайской модели связаны с способностью разрешить основное противоречие переходного периода - между социалистическими производственными отношениями и недостаточно развитыми производительными силами. Успех этого пути зависит от того, насколько удастся направить энергию рыночных механизмов на решение задач общественного развития при этом сохраняя стратегический курс на построение коммунизма.
Таким образом, политическая система КНР представляет собой специфическую форму рабочей демократии, соответствующую текущему этапу развития производительных сил. Она не является ни "завершённым социализмом", ни "капиталистическим регрессом", а представляет собой сложный переходный этап, требующий конкретного научного анализа. Отрицание достижений Китая на пути строительства социализма означает отход от принципов диалектического материализма и скатывание к догматизму. Марксистский анализ должен исходить из реальных процессов, а не из абстрактных схем, и в этом отношении китайский опыт заслуживает самого пристального внимания и изучения.

Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot

Рекомендуемые статьи

13.07.2024

Добровольное превращение в колонию: в Молдавии пройдёт референдум о сдаче суверенитета в пользу ЕС и США

05.11.2023

Зачем «миролюбивому» СССР нужны были колоссальные военные расходы?

24.08.2024

Любимая поэма Сталина, именно ей восхищался вождь

05.12.2023

Советское образование было лучше современного - и вот почему

23.08.2024

Как грубил и матерился Ленин, (причём даже в своей публицистике)?

05.07.2024

«Благодаря Байдену доллар ушёл в прошлое» - американская элита констатирует провал политики США. Как будут выправлять?

Комментарии