Роберт Оуэн – предприниматель, который решил изменить систему и был ею съеден

22.08.2024

~3мин

«Хочешь изменить мир, начни с себя». Такую фразу можно много где услышать. Когда сотрудник упрекает нас в том, что мы делаем что-то не так, мы можем раздраженно ответить: «На себя посмотри». И верно, прежде чем критиковать, нужно критически обдумать свои действия. Если и менять мир к лучшему, то нужно начать с воспитания своей личности. Но получится ли это у человека, который уже начал с себя? Чему мы должны научиться, чтобы мир начал меняться? Попробуем разобраться.

Речь пойдет о социалисте-утописте 19 века Роберте Оуэне. Роберт родился в уэльском городке Ньютаун в 1771 году в семье мелкого лавочника. Из-за недополученного образования юному Оуэну пришлось разъезжать по крупным городам в поисках работы. Одно время он служил и учеником, и приказчиком в мануфактурных лавочках Стэмфорда, Лондона и Манчестера. Позднее Оуэн взял деньги взаймы у своего брата и открыл с компаньоном небольшую мастерскую прядильных машин, которые в то время были двигателем прогресса. При содействии 2-3 наемных рабочих он восстанавливает прядильное производство.

Оуэн, как отмечали его работодатели, был энергичным, ловким и одновременно скромным честным мальчиком. Несмотря на неоконченное образование, он находил время на чтение, а работа в мануфактурных лавочках позволяла общаться с интеллигентными людьми, которые увлекались историей, литературой и философией.

Первый свой социальный эксперимент Оуэн провел на бывшей прядильной фабрике своего тестя. Он сократил время рабочего дня на 4 часа (было 14 часов, стало 10), что по меркам того времени – большой прогресс; строил детские сады и школы для детей рабочих. Также Роберт придерживался мнения, что чем лучше условия, в которых воспитывается рабочий, тем более совершенна его природа.

По итогу эксперимент перерастает в попытку изменить сознание людей. В 1815-1817 годы в Англии ухудшается экономическое положение, и Оуэн предлагает правительству свой план, согласно которому положение страны улучшится путём создания для рабочих и бедняков коммун, где они работали бы сообща и без капиталистов-работодателей. Как ни странно, его план придают жесткой критике. Разочарование в английском обществе и утрата контроля над прядильной фабрикой в Нью-Ланарке побудили Оуэна на следующий эксперимент. В Америке он снимает 30 тысяч акров земли и строит коммунистическую производительную общину под названием «Новая гармония». Но и здесь эксперимент претерпевает неудачу; сознание людей не изменилось, как он хотел

Общество, в котором жил Оуэн, было не готово сойти с капиталистических рельс. К тому же экономических марксистских трудов тогда еще не было и опереться было не на что. Чтобы перекроить общественное сознание, недостаточно одного человека, этому должны способствовать определенные условия. Да, герой нашей статьи начал с себя и не останавливался на достигнутом. И несмотря на то, что у него были свои последователи, этих сил не хватило на переустройство целого общества. Не штука построить коммуны и объединить рабочих, штука – повернуть сознание людей в коммунистическое русло. Бытие определяет сознание. Поэтому, если мы хотим изменить сознание, нужно изменить бытие.

Даже если бы с Оуэном согласились по поводу создания коммун для бедных и рабочих, где те бы трудились на благо общества, правящий класс в любом случае бы пытался создать конкуренцию за лучшие условия, дабы народ не объединился и не сверг своего истинного врага. К тому же эксплуатация бы не уменьшилась бы, ведь зачем капиталистам следовать примеру Оуэна и лишаться своих сверхприбылей?

И все же, может ли один человек изменить весь мир? Ответ очевиден – нет. Этот довод не ограничивается одним примером. Ведь если просто подумать, то даже одного человека зачастую сложно переубедить, а целое общество - тем более. Да, начинать воспитание всегда нужно с себя. Но перевоспитание всего общества и изменение мира в лучшую сторону требуют, чтобы каждый занимался саморазвитием, воспитывал собственную волю и личность вместе с обществом. Этому нам придется учиться всем, как ни крути.

Тем не менее, Оуэн и такие же социалисты-утописты, Сен-Симон и Фурье, оставили какой-никакой опыт, который впоследствии разбирали марксисты. Этот опыт является даже одной из составных частей марксизма – французский утопический социализм. Как ни крути, свой вклад в развитие общества был сделан. В то время было невозможно воплотить эти идеи в жизнь, поскольку противоречия тогда еще не достигли своего пика, и у людей не было общей теоретической базы, вокруг которой можно было бы объединиться.

«Начни с себя и к тебе потянутся» - такое бывает только в сказках инфоцыган и других псевдонаучных клоунов, но никак не в реальной жизни. Однако количественное переходит в качественное. Если каждый из нас начнет анализировать мир и видеть за каждым словом ту или иную выгоду, мы качественно перерастем в нечто большее, чего боится правящий класс, класс буржуазии.

Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot

Рекомендуемые статьи

02.09.2024

Как заработать на выдуманной родословной? Пример американской актрисы из «рода инквизиторов»

07.11.2024

Как Джордж Сорос ненавидит человечество со слов Илона Маска

07.11.2024

«У нас курьеры больше губернаторов зарабатывают» - о чудных выдумках гендиректора «Почты России»

22.06.2024

Франция готова воевать с Израилем: Париж обещает помощь Ливану в случае вторжения в него Тель-Авива. Раскол в системе?

05.07.2024

Эрдоган проявляет всё больший интерес к БРИКС и ШОС — это злит Запад. Цветные перевороты или жёсткий антизападный курс: что выберет Анкара?

15.10.2024

«Разделить страны БРИКС, чтобы они не могли сопротивляться НАТО!» - натовский чиновник. США не потерпят конкуренции

Комментарии