«С человеком без миллиона можно делать всё что угодно» - Достоевский о сущности капитализма
21.11.2024
Жизнь и творчество Достоевского архипёстры. Вероятно, более противоречивого автора такого калибра, как он, во всей русской литературе больше нет. Если другие писатели его уровня, типа Пушкина, Толстого, Чехова или Горького постепенно шли к реализации тех творческих замыслов, которые пытались отобразить в художественной форме и распространить в массах, то Достоевского в его интеллектуальных странствиях метало из стороны в сторону всю жизнь. От сатирических рассказов «Крокодил» или «Бобок», через глубочайшее исследование психологии человека в «Преступлении и наказании» или «Братьях Карамазовых», до абсолютно выхолощенных и пустых «Бесов».
Несмотря на своё отречение от революционных идей, революционер в Достоевском не погибал никогда. Он приспосабливался, менялся, деформировался, но всегда требовал лучшего мира в своём понимании. То и дело прогуливаясь рядом с социалистическими идеями, Достоевский социализма не принимал, пеняя на «человеческую природу». Тем не менее, это не мешало ему выдавать такие пассажи:
Свобода. Какая свобода? Одинаковая свобода всем делать всё что угодно в пределах закона. Когда можно делать всё что угодно? Когда имеешь миллион. Дает ли свобода каждому по миллиону? Нет. Что такое человек без миллиона? Человек без миллиона есть не тот, который делает всё что угодно, а тот, с которым делают всё что угодно.
Это отрывок из «Зимних заметок о летних впечатлениях», где Достоевский рассуждает о лозунгах буржуазной революции во Франции. В этом отрывке, если его развивать, уже можно найти добрую долю критики буржуазных порядков. Люди с миллионом в кармане говорят о «свободе», призывают к «свободе», потому что эта свобода для них. А люди без миллиона в кармане хотят этот миллион в карман положить, и отчего-то решили, что именно «свобода» поможет им это сделать. Погнавшись за буржуазными «свободами», человек всего лишь попадает в услужение тем, кто уже этими свободами пользуется - к людям с миллионами в карманах.
Сам по себе текст Достоевского глубоко идеалистичен, хотя и написан стилистически блестяще. Яркие образы, запоминающиеся цитаты. В итоге он приходит к мысли о таком устройстве общества:
Потому что в братстве, в настоящем братстве, не отдельная личность, не Я должна хлопотать о праве своей равноценности и равновесности со всем остальным, а всё-то это остальное должно бы было само прийти к этой требующей права личности, к этому отдельному Я, и само, без его просьбы должно бы было признать его равноценным и равноправным себе, то есть всему остальному, что есть на свете.
Это тот мир, коим его пытаются сделать коммунисты. Но Достоевский пришел к мнению, что это утопия, что если и получится сформировать такое общество, то только через тысячи лет, «ибо подобные идеи должны сначала в кровь и плоть войти, чтобы стать действительностью». Но тут Достоевский с коммунистами сильно расходится, потому как коммунисты не «желают или надеются», а точно знают, как и на какие пружины общественной жизни следует надавить, чтобы построить это принципиально иное общество. Оставаясь в плену идеализма, Достоевский берёт от него и всё хорошее, и всё плохое разом, верно подмечая конечную цель, но из-за неё же абсолютно не видя процесса её достижения, уповая на «извечную природу», которой не существует. Но это не отменяет того факта, что Достоевский, пусть и идеалист, но идеалист умный, а идеалисты умные, согласно Ленину, куда как ближе умным материалистам, чем глупые материалисты.
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot
Комментарии