Система и индивид — понимание этого взаимоотношения отличает марксиста от левого

26.10.2025

~4мин

Вопрос о соотношении системы и индивидуальности, о границах человеческой свободы в условиях объективной социальной детерминации является одним из наиболее сложных и часто извращаемых в общественной дискуссии. Поверхностное, вульгарное понимание материализма порождает карикатурные интерпретации марксизма, где человек предстаёт безвольной марионеткой экономических обстоятельств, а его сознание – простым слепком с производственных отношений. Эта примитивная концепция, к сожалению, находит отклик среди части незрелых левых активистов, которые, выдавая свою интеллектуальную лень за "научную принципиальность", сводят всё богатство человеческой личности к грубому экономическому детерминизму.

Марксизм как наука, основанная на диалектическом материализме, с самого начала занимал принципиально иную позицию. Ключевой тезис Маркса о том, что люди сами делают свою историю, но делают её при обстоятельствах, которые не сами выбрали, содержит в себе диалектическое единство необходимости и свободы. Обстоятельства – это не только фатальная предопределённость, но и материал для деятельности, поле битвы, где разворачивается человеческая практика. Сводить всё многообразие исторического процесса и индивидуальных судеб к простой функции экономического базиса – значит отрицать саму суть диалектики, её творческий, развивающийся характер.

Именно здесь проявляется коренное различие между марксизмом и его карикатурными подражаниями. Настоящий марксист никогда не станет оправдывать индивидуальные пороки, социальную пассивность или политическую бездеятельность ссылками на «тлетворное влияние общества». Такая позиция есть не что иное, как идеализм наизнанку, где абстрактное «общество» наделяется мистической силой, а конкретный индивид объявляется её пассивной жертвой. Это отрицание научно-прогрессивной практики, которая является критерием истины и основой преобразования мира.

Диалектическое понимание свободы заключается не в иллюзорной независимости от объективных законов, а в их познании и использовании для целенаправленного действия. Свобода есть познанная необходимость, но не в смысле пассивного приспособления, а в смысле овладения ею. Рабочий класс, познав законы капиталистической эксплуатации, не мирится с ними, а организуется для их преобразования на научных началах. Его свобода – это не свобода выбирать себе хозяина, а свобода от самой системы наёмного рабства.

Индивидуальность в марксистском понимании не противопоставляется системе, а рассматривается как продукт и одновременно творец системы. Конкретный человек рождается в определённую историческую эпоху, в конкретном классе, с унаследованным культурным багажом. Но, усваивая этот багаж, он не просто копирует его, а творчески перерабатывает, внося нечто новое, уникальное. Великие революционеры, учёные, художники – все они были детьми своего времени, но их величие заключалось именно в том, что они смогли выйти за рамки наличных обстоятельств, предвосхитить будущее, стать рупором назревающих исторических потребностей.

Поэтому, когда современные левые пытаются свести всю сложность социальных процессов к примитивной схеме «система виновата», они демонстрируют непонимание азов диалектики. Они не видят, что система состоит из живых людей, что она изменяется через их практику, что сам «левый» активизм является частью этой системы и воспроизводит её пороки, если не вооружён научной теорией. Их критика часто остаётся на уровне морального осуждения, не поднимаясь до уровня научного анализа конкретных противоречий и способов их разрешения.

Марксизм как живое, развивающееся учение требует конкретного анализа конкретной ситуации. Это означает, что необходимо изучать не абстрактного «человека вообще» под гнётом абстрактной «системы вообще», а реальные классы, реальные социальные группы, реальных индивидов в их конкретно-исторической обусловленности и в их активной, преобразующей роли. Только такой подход позволяет избежать как волюнтаристского преувеличения роли личности, так и фаталистического упрощения, стирающего человеческую индивидуальность.

Таким образом, подлинно марксистское решение проблемы системы и индивидуальности заключается в признании их диалектического единства. Система формирует индивидов, но и индивиды своей совокупной практикой преобразуют систему. Свобода не в бегстве от необходимости, а в овладении ею через познание и прогрессивное действие. Любая попытка свести эту сложную диалектику к примитивной формуле есть проявление теоретической незрелости и отход от научного материализма. Задача современных марксистов – бороться с этими вульгарными искажениями, отстаивая богатство и глубину диалектико-материалистического метода во всей его полноте.

Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot

Рекомендуемые статьи

04.11.2024

С чего начать изучать марксизм? Понять его чрезвычайно сложно — хотя многие утверждают обратное

30.07.2024

Никто не понимает грубой ошибки Маркса, которую продолжают повторять его последователи и сегодня. Объясняем её

20.05.2024

В США не ожидали такой дерзости от Макрона: он пошёл на сближение с Россией, что разозлило Байдена. Поездка Си Цзиньпина и её животворящий эффект?

22.06.2024

Франция готова воевать с Израилем: Париж обещает помощь Ливану в случае вторжения в него Тель-Авива. Раскол в системе?

14.07.2025

Этап марксистских кружков в современной России — перешагнули или даже не подступились?

28.01.2023

Снова о теории марксизма. Нужно ли для её обновления привлекать широкие народные массы?

Комментарии