Средневековье ближе чем кажется – о его фундаменте и негативном влиянии на современность

14.08.2024

~3мин

Средневековье в представлениях обывателей часто сильно романтизировано. Так как большинство людей не изучает эту эпоху достаточно глубоко, для них она ассоциируется с благородными рыцарями, дамами в беде, величественными сооружениями и прочими элементами сказочно-романтического эпоса. В некотором роде Средневековье представляют оторванным от реальности - чем-то, что было очень давно. В действительности же то время гораздо более насыщенно и в нём можно отыскать многие тенденции, которые влияют на нашу жизнь до сих пор.

Хотя бы для поверхностного понимания того времени стоит провести анализ в нескольких плоскостях – философии, экономике и политике. Мировые процессы очень сильно переплетены и взаимосвязаны. Только изучив эти направления человеческой мысли как в отдельности, так и совокупно, с взаимным влиянием их друг на друга, можно действительно сказать, что человек хоть что-то знает о Средневековье.

В эпоху Средневековья многие общественно-политические институты прошлых времён получили своё развитие, определённое юридическое выражение. Большинство современных государств так или иначе берут своё начало в период средневековья, так как споры именно за территорию тогда происходили максимально остро.

Основой производства в средневековье являются урожайные поля. Большая часть населения вынуждена постоянно трудится на фермах и огородах, в то время как различные господа в обмен на защиту от других таких же господ могут собирать с крестьян налог в виде произведённых сельскохозяйственных культур. Такое положение ещё больше отделяет обычных людей от правящих кругов, те зачастую живут в огороженных замках, имеют свою культуру и даже язык, который сильно отличается от народного.

В ранг господ из числа обычных людей попасть было практически невозможно. В основном можно было только родиться в семье состоятельного человека. Пропасть между простолюдинами и привилегированными классами общества огромна. Связанно это с развивающимся имущественным расслоением, которое взяло старт ещё с времён рабовладения. Через институт церкви, который стал главным идеологическим орудием в руках феодалов, среди народа культивировались покорность и нежелание изменять положение дел. Религиозное сознание, унифицированное через постепенное насаждение единых монотеистических религий, стало крайне удобно для правящих классов в вопросе контроля населения и, соответственно, культурной гегемонии.

Связано это было с тем, что в эпоху средневековья ввиду отсутствия устойчивых знаний о мире и малого развития образовательных систем человек в основном мыслил по трёхактной структуре – «Субъект – Объект – Бог». Для человеческой психики крайне не комфортно оставаться в неведении относительно окружающего мира, поэтому общество пытается найти ответы на интересующие его вопросы. Сознание, как индивидуальное, так и общественное, стремится выработать устойчивые структуры реальности на том уровне, на котором это возможно. С постепенным ростом науки стало понятно, что для действительного понимания мировых процессов достаточно только Субъекта, то есть человека, и Объекта, то есть окружающего мира. Используя научные инструменты, человек способен извлекать устойчивый опыт из своего воздействия на реальность, формулировать это в виде абстрактной теории и впоследствии применять на практике для осознанного изменения окружающей материи. Такой период развития общества называют эпохой модерна, обычно её имеют ввиду, говоря о времени с 18 века и далее.

Так как в эпоху средневековья научные инструменты ещё не были так сильно развиты, то для создания устойчивых картин реальности требовался Бог, как возможность увязать человека и окружающий его мир. Через Бога, а если говорить конкретно, через писания и общение с служителями церкви, субъект мог получить знание о мире и сформировать представления о том, что для него хорошо и что плохо. Поэтому контроль церкви, как главного проводника Бога на земле, являлся для правящих кругов эпохи средневековья главным инструментом по сохранению миропорядка.

Даже сам термин «Средневековье» напрямую связан с религиозным мировоззрением, царившем в обществе. Дело в том, что большинство монотеистических религий так или иначе исходят из представления о том, что мир когда-то был создан и когда-то обязательно должен быть уничтожен. С точки зрения христианства, рано или поздно должен настать день Страшного суда. С точки зрения ислама, на землю явится Даджжаль, который приведёт человечество к гибели и так далее. Термин «Средневековье» именно и отражает общественное понимание того, что они живут в середине веков, между созданием мира и его неотвратимым концом. В некотором роде, жители средневековья существовали с постоянным осознанием того, что уже завтра может случится апокалипсис, и для них это было вполне реальностью. Второго пришествия Христа в Европе ждали несколько раз – и на 1000 лет после его первого пришествия, и через 1500 лет, и не появление Мессии было связано с крупными политическими акциями. Крестовые походы имели одним из своих обоснований идею, что Христос не явится на землю, покуда не будет освобождена Земля Израилева, и главные христианские святыни не окажутся под контролем папского престола.

Контроль за большой территорией из одного центра в то время был крайне затруднён. Не было железных дорог и самолётов, соответственно условный король, который находится в Париже, не мог быстро доехать до дальних земель: Гаскони или Шампани. Поэтому он вверял эти земли доверенным лицам и феодалам, которые осуществляли правления от его имени, хотя зачастую брали всю полноту власти в свои руки. Такие феоды часто были весьма самостоятельны, а их контакты с центром осуществлялись через выплату налогов, периодическому участию в войнах и династическими узами. Обычные же люди из разных земель даже внутри одного королевства или империи зачастую говорили на разных языках и могли сойтись только на почве религиозного мировоззрения. Понимания нации ещё не сложилось в те времена, потому в основе взаимодействия стояли кровные узы и вера в одного бога, которые и давали людям возможность говорить друг о друге, как о союзнике.

В современном мире разделение проходит по национальностям. Это стало актуально для буржуазии, которая оформилась внутри религиозных общностей и хотела выделить свои интересы, а также аргументировать внутреннюю конкуренцию для простого народа.

Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot

Рекомендуемые статьи

23.08.2024

Как грубил и матерился Ленин, (причём даже в своей публицистике)?

07.11.2024

«У нас курьеры больше губернаторов зарабатывают» - о чудных выдумках гендиректора «Почты России»

23.06.2024

Ранняя схоластика и спор об универсалиях

25.07.2024

Как избавиться от пробок на дороге? Разбираем причины их появления и предлагаем свой вариант

05.07.2024

«Благодаря Байдену доллар ушёл в прошлое» - американская элита констатирует провал политики США. Как будут выправлять?

20.05.2024

В США не ожидали такой дерзости от Макрона: он пошёл на сближение с Россией, что разозлило Байдена. Поездка Си Цзиньпина и её животворящий эффект?

Комментарии