Свободный рынок прямо ведёт к диктатуре хищников — по какому пути тогда идти нашей стране?

16.10.2025

~5мин

В международном экономическом дискурсе догма о «свободном рынке» преподносится как неопровержимая и универсальная истина, своего рода светская мантра, повторяемая адептами неолиберализма. Однако диалектико-материалистический анализ, требующий изучения любого явления в его конкретно-историческом развитии и внутренних противоречиях, вскрывает подлинную суть этой риторики. Она является не научным законом, а идеологическим оружием транснационального монополистического капитала на определённой стадии его развития, направленным на установление глобальной диктатуры, при которой общественные отношения подчиняются исключительно интересам кучки крупнейших корпораций.

Исторический материализм со всей очевидностью демонстрирует, что взаимоотношения буржуазии с идеей свободного рынка носят сугубо прагматический и преходящий характер. На заре своего становления, в борьбе с феодальными ограничениями, цеховыми регламентами и властью короны, молодая буржуазия использовала лозунги фритредерства как таран для разрушения старых порядков. Это был прогрессивный этап, способствовавший развитию производительных сил и утверждению нового, капиталистического способа производства. Однако диалектика этого процесса такова, что, достигнув господства, капитал немедленно отказался от принципа невмешательства. Государственный аппарат, некогда бывший врагом, стал его верным союзником, инструментом защиты интересов на мировой арене и подавления классового сопротивления пролетариата внутри страны. Этот симбиоз закономерно породил эпоху монополистического капитализма, когда произошло полное сращение крупнейших корпораций с государственной машиной.

Именно в этот период с особой силой проявилось коренное противоречие капитализма — между общественным характером производства и частной формой присвоения. Концентрация и централизация капитала привели к тому, что на смену мифическому рынку совершенной конкуренции пришла реальность господства трестов и синдикатов. Яркими примерами, опровергающими тезис о невозможности образования монополий на свободном рынке, являются исторические случаи. Компания Standard Oil, основанная Джоном Рокфеллером, к 1880 году контролировала 90% всей нефтедобычи США, а синдикат De Beers, созданный Сесилем Родсом, установил тотальный контроль над мировой торговлей алмазами, причём государство подключилось к регулированию этих монополий лишь спустя десятилетия . Эти факты наглядно показывают, что монополизация есть имманентная, внутренне присущая тенденция развития капитализма, а не нечто ему внешнее.

Новый виток риторики «свободного рынка» пришёлся на вторую половину XX века, когда созревший транснациональный капитал упёрся в ограниченность национальных государств. Идеи Фридриха Хайека и Милтона Фридмана, бывшие ранее маргинальными, были взяты на вооружение для нового наступления. Неолиберальная доктрина, сводящая функции государства к обслуживанию интересов капитала, а её радикальное крыло — либертарианство, открыто призывающее к приватизации государственных функций, включая правоохранительные и судебные, стали идеологическим обоснованием для уничтожения всех барьеров на пути транснациональных корпораций. Эта философия, абсолютизирующая рынок и объявляющая любые формы коллективного регулирования «путём к рабству», является классическим проявлением идеализма в экономике, когда абстрактная умозрительная модель пытается подменить собой материальную реальность с её объективными законами и антагонистическими противоречиями.

Владимир Путин

Парадокс и циничность этой ситуации заключаются в том, что, проповедуя свободу конкуренции, транснациональные монополии на практике её уничтожают. Доминируя на цифровых площадках, они создают режим, который один из источников метко назвал «позолоченным веком интернета», когда новая парадигма стартапа заключается не в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы быть купленным Google, Facebook или Apple. Либертарианские тезисы о том, что монополии носят временный характер и разрушаются потребительским выбором, опровергаются материальной практикой. Компания Google многие годы обрабатывает более 70% мировых поисковых запросов, а Luxottica, владеющая множеством брендов очков, демонстрирует, как монопольное положение позволяет устанавливать наценки до 1000% . Утверждения, что монополия может диктовать цены лишь до появления конкурента, игнорируют реальные барьеры для входа на рынок, создаваемые самими гигантами, и тот факт, что они могут годами получать монопольную сверхприбыль, достаточную для подавления или поглощения любой новой угрозы.

Таким образом, под маской борьбы за «свободный рынок» скрывается стремление установить тотальный контроль над глобальным спросом и предложением. Обладая колоссальными массивами данных о поведении миллионов людей и возможностями целенаправленного формирования потребительских предпочтений через алгоритмы и рекламу, транснациональные корпорации ставят себя в положение внерыночного регулятора. Они не просто реагируют на спрос, они активно его конструируют, что в условиях монополии ставит их над стихией рынка, которую они так лицемерно восхваляют. В этом заключается апофеоз ультраимпериализма, когда глобальный капитал стремится к такой форме организации мира, где он сможет диктовать свою волю без каких-либо политических, экономических или национальных преград.

Следовательно, научный марксистский анализ приводит к неутешительному для апологетов неолиберализма выводу. Риторика «свободного рынка» в современных условиях — это не описание объективной экономической реальности, а идеологический миф, обслуживающий интересы транснационального монополистического капитала на стадии ультраимпериализма. Этот миф необходим для того, чтобы подорвать суверенитет национальных государств, демонтировать системы социальной защиты и подавить любые формы коллективного сопротивления, открыв путь к новой, цифровой форме глобального господства, где частная корпорация станет единственным законом, а рынок — единственной моралью. Противостояние этой угрозе требует не возврата к утопии «чистого рынка», а сознательного укрепления общественного контроля над экономикой и поиска прогрессивных альтернатив, основанных на примате интересов человека над интересами капитала.

Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot

Рекомендуемые статьи

23.08.2024

Как грубил и матерился Ленин, (причём даже в своей публицистике)?

20.05.2024

В США не ожидали такой дерзости от Макрона: он пошёл на сближение с Россией, что разозлило Байдена. Поездка Си Цзиньпина и её животворящий эффект?

25.07.2024

Как избавиться от пробок на дороге? Разбираем причины их появления и предлагаем свой вариант

19.06.2025

Законы ранка не работают — капитализм тянет мир на дно. Как быть в таких условиях?

07.11.2024

«У нас курьеры больше губернаторов зарабатывают» - о чудных выдумках гендиректора «Почты России»

02.09.2024

Как заработать на выдуманной родословной? Пример американской актрисы из «рода инквизиторов»

Комментарии

A

Anatoly

17.10.2025 17:40

Полностью согласен! Здесь верным путем может стать только государственное регулирование рыночной экономики!

Ответить на комментарий