Великие парадоксы истории: коммунисты невольно выполняют заветы Платона?
19.07.2025
Трудно найти в истории мысли фигуру более далекую от марксизма, чем Платон. Титанический идеалист, в чьих диалогах «Государство» и «Законы» предстает утопия строжайшей кастовости: философы-правители, воины-стражи, ремесленники и земледельцы – каждый навечно закреплен в своей ячейке. Жесткие ограничения на искусство, собственность, даже семью. Фантазия о порядке, высеченном из гранита разума, где властвует созерцание чистых идей. Но вместе с этим ирония истории первой величины: сам Платон, пытаясь воплотить этот идеал в Сиракузах, потерпел полный крах. Материальные обстоятельства – интриги двора, сопротивление реальных социальных сил – безжалостно разбили его идеалистические воздушные замки. Уже здесь, в самом провале, кроется урок, понятный материалисту: бытие определяет сознание, а не наоборот. Идея, сколь бы прекрасной она ни была, разбивается о скалу материальной действительности, если игнорирует её законы.
Казалось бы, что может взять марксист, научный материалист, из этого трактата, пропитанного идеализмом и духом рабовладельческой аристократии? Кастовый строй? Запрет поэтов? Эти элементы – лишь отражение господствовавших в ту эпоху общественных отношений, мыслимых Платоном как вечные и неизменные. И все же «Государство» веками завораживает. В чем же его тайная сила, его неумирающее зерно?
Ответ дает сам марксистский метод. Научный материализм не отрицает роль идей вовсе. Он раскрывает их генезис и относительную самостоятельность. Любая, даже самая умозрительная идея, коренится в материальной почве своей эпохи. Она – искаженное, идеалистически перевернутое, но всё же отражение реальных противоречий. Подобно тому, как Гегель, этот Платон буржуазной эпохи, гениально угадал диалектику развития в мистифицированной форме Абсолютной Идеи, находясь в пульсе индустриальной бурной жизни, так и Платон в своем идеализме интуитивно схватил нечто важное о сути управления обществом. Задача марксиста – не выбросить алмаз вместе со стогом идеалистической шелухи, а найти, очистить его, огранить на материалистической основе.
Какое же платоновское зерно сохраняет ценность и сегодня? Не касты, но идея власти знающих. Платон видел в философе мост к миру вечных идей, высшего божественного разума. Его философ-правитель – созерцатель истин, отрешенный от мира практики. Марксизм кардинально переосмысливает саму суть философии и знания. Научная философия – это не созерцание потусторонних сущностей, а диалектический материализм - наука о наиболее общих принципах движения всякой материи, а также материалистическая диалектика – метод применения этих принципов к конкретной теоретической и практической деятельности. Философ в марксистском понимании – это не отшельник, а теоретик-практик, глубоко понимающий объективные законы развития и владеющий методом их анализа и применения в конкретной изменчивой реальности. Это человек, способный видеть лес за деревьями и отдельное дерево в лесу, общее в частном и через частное различать общее, тенденции в хаосе событий и определённую непоследовательность во всякой системе.
На этапе строительства нового общества носители такого научного мировоззрения, этого высшего синтеза теории и практики, естественным образом концентрируются в авангарде – в коммунистической партии. Её задача – не вечная монополия на знание, а прямо противоположная: поднять всё общество до уровня сознательного научного творчества истории. Цель – не платоновское закрепление каст, а создание общества всеобщего интеллектуального развития, где каждый трудящийся, овладев научным методом мышления, становится в той или иной мере философом-практиком. Это общество, где люди не просто исполняют приказы свыше, а сознательно, на основе понимания объективных закономерностей, участвуют в управлении, планировании, творческом преобразовании своей жизни и мира. Это и есть платоновский идеал власти философов, но перевернутый с головы на ноги: не элита, созерцающая вечные идеи над толпой рабов, а всё общество, вооруженное научным знанием и освобожденное от эксплуатации, сознательно строящее свое будущее — это ведь и есть та самая диктатура пролетариата.

Можно ли тогда назвать марксизм очищенным политическим платонизмом на материалистической основе? Это было бы слишком громко и неточно. Корни, метод, классовая суть – диаметрально противоположны. Однако в определенном, строго ограниченном смысле, в этом сравнении есть глубокая диалектика истории идей. Платон как гениальный выразитель своей эпохи и класса интуитивно почувствовал необходимость рационального, основанного на глубоком понимании, управления обществом. Он искал гарантии от хаоса и произвола в господстве разума. Но будучи идеалистом и сыном рабовладельческого строя, он мог мыслить эту разумность лишь как привилегию касты, оторванной от материального производства и стоящей над народом. Марксизм, материалистически объяснив происхождение этой интуиции и сняв её классово-исторические ограничения, реализует её подлинное демократическое и научное содержание. Он превращает платоновскую мечту о власти знания из инструмента господства меньшинства в программу освобождения и возвышения всего человечества через овладение объективными законами своего развития. Поиск этих алмазных зёрен в наследии прошлого – не роскошь, а долг марксиста. Это прямое исполнение завета Ленина:
Коммунистом стать можно лишь тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество.
Критически перерабатывая Платона, отделяя гениальные прозрения от реакционного идеалистического хлама, марксизм не только отдает дань великому мыслителю прошлого, но и укрепляет свое собственное теоретическое оружие, подтверждая универсальность своего метода вскрывать рациональное зерно даже в самых, казалось бы, чуждых учениях. Платон пал жертвой материи, которую презирал. Марксизм же, вооруженный знанием её законов, ставит её на службу человечеству, реализуя вековую мечту о разумном мире на несравненно более высокой научной и справедливой основе.
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot
Комментарии