Является ли развитие истории строго предопределённым: о свободе воли в разрезе исторических процессов
10.02.2025
Тот факт, что Маркс и его последователи смогли на фоне материалистического анализа истории вывести определённые закономерности развития человеческих обществ, ещё не говорит о том, что полученные закономерности всегда и во всём будут работать и определять вектор развития этих обществ. Говоря проще — полученные благодаря материалистической диалектике выводы будут в среднем работать на длинной исторической дистанции, но в каждый конкретный момент времени при развитии общества конкретные решения конкретных личностей могут отличаться или противоречить этим закономерностям.
Таким образом развитие общества в рамках истории представляет собой накопление человечеством практических знаний в области экономики, то есть улучшение способов производства, которые в свою очередь косвенно влияют на развитие политической системы. В рамках политических систем действуют люди, которые выросли в определённых исторических условиях, впитав от общества определённые нормы, понятия, идеи, которые в свою очередь также привязаны к способу производства и распределения, то есть к чисто материалистическим факторам.
Оказавшись на определённой исторической развилке, такие люди, заправляющие делами в политической сфере жизни, будут выбирать из нескольких вариантов дальнейшего развития. При этом они опираются на огромное количество факторов, которые сформировались под бесчисленным конкретно-историческим влиянием: воспитание, нормы морали и этики того времени, личные переживания или идеи. Эти мотивы сформированы под весом объективных материалистических причин, но посаженные в конкретную голову конкретного политика, принимающего конкретное решение, они представляют собой сферу идеального, пусть и опирающегося на материальное.
Именно поэтому бывает так, что политик принимает «неверное» решение: «неверное» с точки зрения общих законов и тенденций развития, пусть, возможно, эти решения отвечают определённым запросам «здесь и сейчас». Открытые Марксом общественно-экономические формации, классы и механизм их смены являются магистральным путём развития человечества в стратегической перспективе, которая работает на больших исторических периодах. Но конкретные решения перед конкретными политиками, которые отвечают за важные вопросы, представляются в виде равнозначных альтернатив, если такой политик не владеет достаточно глубоким пониманием материалистического анализа истории.

В этом отношении справедливо сказать, что историческое развитие человечества в значительной степени детерминировано, однако в рамках этой детерминированной системы действует значительная доля свободной воли, которая пусть и является сама по себе зависимой от объективных обстоятельств, но всё-таки способна оказывать серьёзное влияние на конкретные тактические решения человечества на пути его развития. Именно в понимании этой диалектики свободы воли и детерминизма в истории заключается ключ к пониманию истории и политики вообще — без него всё превращается либо в голые абстрактные формулы, которыми сыпят леволибералы, либо в сказочные миры, типа тех, что рисуют традиционалисты и националисты всех мастей.
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot
Комментарии