За эти общепринятые сегодня вещи наши потомки будут считать нас дикарями
18.09.2024
Аборигенки из племени Мунси вставляют своим женщинам тарелки в губы, римские патриции могли делать с рабами всё что угодно, вплоть до проигрыша в карты, а глава русской патриархальной семьи в царские времена имел право первой (и не только первой) ночи с каждой новой женщиной в семействе, что называлось снохачеством. Современный человек посчитает всё это дикостью, результатом необразованности – и будет в корне неправ. Все вышеприведённые примеры напрямую проистекают из того общественно-хозяйственного уклада жизни, в котором существовали вышеописанные общества. Не некая дурная мысль вдруг залетела в головы законодателям или главам семейств, а сама окружающая экономическая действительность сделала эти практики допустимыми и непорицаемыми. Если идеи и правят миром, то только лишь при том уточнении, что предварительно идеи формируются объективной реальностью.
В истории мысли существовала так называемая школа субъективной социологии, которую особо активно продвигали российские народники – Пётр Лаврович Лавров, Николай Константинович Михайловский и другие. Согласно их мнению, именно личность, а не общественные отношения в целом, стоит у истоков исторического развития. Этот взгляд был наголову разбит во второй половине ХIХ века стараниями Плеханова, Ленина, да и общим развитием науки. Но сегодня субъективно-идеалистический взгляд на историю вновь возрождается. Феминистки плюются на Льва Толстого, ведь он «состоял со своей женой в абьюзивных отношениях», праворадикалы пинают Ленина, ведь он «проводил политику самоопределения республик, что привело к развалу страны». Они исходят как раз из идей Лаврова-Михайловского, скорее всего, неосознанно, просто от того, что общий уровень образования сегодня упал до уровня века ХIХ.
На самом же деле при подходе к анализу действительности с позиции объективности мы можем даже в современном обществе выделить аспекты, которые были бы неприменимы к обществу прошлого, и будут считаться дикостью в обществе будущего. Начиная от империалистических войн – ведь именно в эпоху капитализма, именно из-за сложившихся в эту общественно-экономическую формацию отношений они приобрели такой размах. Троянская война или поход Александра Македонского на Персию были грандиозными военными кампаниями, о которых слагали легенды. Но при детальном анализе мы выясним, что они не затрагивали и 5 процентов тех территорий, по которым прокатилась только Первая мировая война, да и большая часть населения земного шара тогда даже не слышала о столь великих событиях. Войско в 5-10 тысяч бойцов уже считалось огромным, достаточным для покорения целых империй. Сегодня же это в лучшем случае одна дивизия, которых для ведения войны нужен с десяток как минимум. Так что подобные войны, затрагивающие большинство населения, это как раз подарок нам от капитализма, который мы понимаем, объясняем, находим причины этого. Потомки же посчитают это дикостью, потому как в бесклассовом обществе будущего причин для военных конфликтов не будет. Их причина всегда лежит в области экономических интересов правящих классов, за неимением которых войны сойдут на нет.
Есть примеры и проще. Мы, как общество, живущее в рамках капитализма, породили целые пласты экономики, которые напитываются низкоквалифицированным трудом с низкой оплатой труда. Наша потребность в разного рода кафе, шиномонтажах, круглосуточных магазинах, заправках и так далее приводит к тому, что миллионы людей должны работать на этих предприятиях за гроши. В конечном счёте люди, работающие кассирами, уборщиками и механиками вынуждены отдавать этому делу по сотни часов в месяц на протяжении всей жизни без возможности вырваться, даже без шанса реализовать свой потенциал, вырасти как личность. Из-за объективных тенденций капитализма всё большее количество людей ухается в яму низкоквалифицированного труда, из которой выход только лишь на биржу труда. В конечном счёте обыденные кафе, магазины и так далее приводят к тому, что миллионы людей выпадают из сознательной и осмысленной жизни, обрекаются на существование в мире без смысла и надежды. Чем не дикость? Но поймём мы, как общество, что это дикость только по завершении этого периода нашей жизни. Равно как человечество осознало ужасы рабства или снохачества только по завершении того экономического периода, когда они были объяснимы и даже полезны. Как говорил Гегель «Сова Минервы вылетает только в сумерках».
Общество же будущего, которое будет строиться на принципах коллективизма и общественно-полезного труда, будет лишено этих недостатков. Будут ли там кафе, заправки, магазины? Конечно, будут. Только вот человек не будет там выжиматься досуха господином капиталистом по 12 часов в сутки, а будет трудиться отведённое рабочее время, которое будет снижаться год от года, за достойную оплату. И то, это лишь промежуточный этап, ведь после этого нишу низкоквалифицированного труда займут роботы, и это не приведёт к коллапсу системы ввиду того, что миллионы людей потеряют работу и не смогут оплачивать налоги. Общество озаботится их переобучением на иные специальности, они будут обеспечены всем необходимым. Люди того времени, которое нам необходимо приближать всеми силами, будут смотреть на нас, как на дикарей – и это очень хорошо, ведь это будет означать качественный скачок всего человечества.
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot
Комментарии