Зачем современному человеку читать Платона и Аристотеля: абстракции, развитие философии, материализм
13.04.2025
Идеалисты с особым благоговением относятся к античной философии, которая представляет собой вершину абстрактного мышления. Даже те философы, которые были близки к материализму, такие как Эпикур и Лукреций, в своих работах обращались к идеальным категориям и понятиям.
Это можно только приветствовать, поскольку именно с анализа абстрактных вещей следует начинать процесс развития сознания. Однако большинство идеалистов, как правило, останавливаются на этом, не желая видеть реальную жизнь и не желая отказываться от философских абстракций в пользу материальной реальности, которая является первичной.
Почему же античные мудрецы так увлекались вопросами, далёкими от повседневной жизни? Почему Платон рассуждал об идеальном государстве, дружбе и политике, а Аристотель пытался найти первопричины мира и его развития в рамках абстрактных понятий? Почему Пифагор возвёл числа в абсолют? Ответ на эти вопросы кроется в материальной основе всего сущего. Античное научное знание не учитывало взаимодействие теоретического мышления и эмпирических исследований как фактор, влияющий на развитие науки. Оно не осознавало важность научной эмпирии, которая стала ключевым элементом научного познания в Новое время.
Для античных философов существовали два мира: мир «чистых» идеальных сущностей и мир «мнения», мир обыденного эмпирического сознания. Они не понимали значения эмпирических знаний и сведений, которые формировались в рамках предметно-практического сознания. В античной философии противопоставление «знания» и «мнения» осознавалось только в негативной форме, через противопоставление норм теоретического мышления, как это было в логике Аристотеля. Хотя в античной геометрии и статике активно использовался мысленный эксперимент с геометрическими идеальными объектами, в античной науке не было реального эксперимента как способа развития научного знания. Реальный эксперимент представляет собой выход из мира идеальных теоретических сущностей в эмпирию, реальное действие с реальными объектами по определённой теоретической программе.
Почему же научное мышление античности было ограничено идеальными объектами? Вероятно, это связано с особенностями античного общества, в котором непосредственная материальная деятельность не имела социальной и культурной ценности. Культурной значимостью обладали только художественно-творческая, нравственно-практическая и теоретическая деятельность. Большинство философов, которые разрабатывали различные положения, имели рабов, занимавшихся непосредственным трудом. Сами же Платон и Аристотель избегали труда, считая его низшим занятием, что было обусловлено господствующими в обществе принципами, правилами, законами и взглядами.

В таких условиях не мог появиться гений, подобный Марксу, который видел, как труд сотен тысяч и миллионов простых рабочих создаёт цивилизацию, и не мог появиться мир, в котором живут многочисленные кабинетные интеллектуалы, создающие бесконечные концепции бытия, не выходя из своих библиотек и считая себя почти полубогами, но не способные выжить без работы шахтёров, фабричных рабочих, поваров и трубочистов.
Это также позволяет нам понять классовую природу философии — у её истоков стояли люди, которые занимались своими делами, находясь в своих мыслях. Можно признать их достижения в том, что они гениально угадывали некоторые верные положения о строении вселенной, вместо того чтобы тратить время на праздные развлечения, как это делали многие представители элиты в эпоху феодализма. Изучение их текстов и идей полезно для понимания того, какие вопросы и рассуждения привели мыслителей прошлого к вершине философии — материалистической диалектике, которая стала высшим достижением философской мысли и фактически стала концом старой спекулятивной философии.
Однако превращать их в полубогов, искать в их текстах вечные истины, актуальные до сих пор, - значит искажать истину и становиться такими же кабинетными интеллектуалами, которые отказываются смотреть на материальный мир и людей труда, преобразующих этот мир.
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot
Комментарии