Сократ

30.05.2024

~3мин

От платоновской пещеры до кабинета Маркса

Ряд мыслителей не поддерживали рабовладельческую демократию, как её поддерживали некоторые софисты. Противоположную позицию мнению этих мыслителей занял Сократ. Во второй половине V века до н. э. зрел конфликт между аристократией и рабовладельческой демократией. Это выливается в ряд противостояний, в частности в Пелопонесскую войну между Афинами (Демократическая партия) и Спартой (Пелопонесский союз). Политэкономические сдвиги показали, что классовая сущность политических представителей является более определяющим фактором, нежели государственная принадлежность.

На фоне этого кризиса появились наиболее известные философы, которые отвечали вызовам своей современности. В центр своих философских интересов Сократ поставил проблему субъекта - человека. Его известное выражение «Я знаю только то, что ничего не знаю» ставит вопрос о необходимости познать самого себя и мир вокруг. Его диалоги с другими личностями, которые мы можем прочитать благодаря Платону, дают понять, что нельзя быть уверенным в своих знаниях даже в обыденных понятиях, что нужно постоянно задаваться вопросами. Но и точного ответа в диалогах не дается. Сократа характеризовали, как овода, который кусает словом и не дает покоя другим, дабы те не расслаблялись в познании самих себя.

Сократ считал своей главной задачей обосновать религиозно-нравственное мировоззрение. Принципиально высказывался о том, что изучение природы и её явлений – это излишнее и невозможное действие, поскольку сам Сократ верил, что всё есть божественное творение. Основа мира, по нему, «духовный принцип» в логическом и историческом смысле слова. Несмотря на идеалистический подход к основному вопросу философии, он не допускал идеализма в вопросах о взаимодействии материи и духа. Если другие философы-материалисты искали ответы во взаимодействии человека с природой, то Сократ уделял внимание познанию самого себя через даймонион (внутренний голос, совесть), который имеет божественное происхождение. С помощью этого даймониона, по Сократу, боги сообщают человеку смысл мироздания. Сократ отвергал причинно-следственные связи и противопоставлял им телеологию – детерминизм в некоторых сферах человеческой жизни, предполагающий существование неких внечеловеческих целей.

Также Сократ обращал внимание на познание сути добродетели (основными добродетелями он считал сдержанность, мужество, справедливость) и говорил, что она является предпосылкой к нравственной жизни, что таким образом «мораль сливается с знанием».

«Истинная нравственность, по Сократу, — знание того, что есть благо и прекрасное и вместе с тем полезное для человека, что помогает ему достичь блаженства и жизненного счастья».

Достичь добродетели могут только благородные люди. «Земледельцы и другие работающие весьма далеки от того, чтобы знать самих себя».

В политических воззрениях Сократа проглядывается приверженность к аристократии, он был для своего времени весьма консервативных взглядов. Свои взгляды он выражал, как известно, в дискуссиях, поэтому ни одного произведения он не написал. В дискуссиях формируется и его метод. Как его описывают в «Истории философии в кратком изложении»:

«При помощи правильно подобранных вопросов выяснялись слабые места в знаниях противника. В этом и состоит так называемая сократовская ирония. Эта ирония не была, однако, самоцелью. Как уже говорилось, Сократ подчеркивал, что целью его философских учений является стремление помочь людям, чтобы они нашли «сами себя». Поэтому с иронией (сомнением) тесно связана маевтика (повивальное искусство). Этим термином, который он выбрал по аналогии с профессией своей матери — помогать ребенку появиться на свет, Сократ определял стремление помочь своим слушателям обрести новое познание как основу истинной нравственности.

Главной целью метода Сократа было обнаружить нравственную основу отдельных случаев человеческого поведения. Достижению этой цели служила специфическая индукция. Она должна была на основе выявления общих черт различных случаев человеческого поведения достичь того общего, которое можно было бы считать общей (нравственной) основой человеческого поведения вообще».

За этим всем следовало причисление объекта к какой-либо категории, объясняющей его свойства, - дефиниция. Это заключительный этап сократовского метода. Таким образом, по Сократу, объект следует подвергнуть новой иронии через майевтику и индукцию и сформировать новую дефиницию. Дефиниция, по нему, - это некий закрепленный этап познания, от которого можно отталкиваться дальше и познавать себя и мир больше.

Тенденция обнаруживать противоречия в утверждениях (а в дискуссиях Сократ часто находил противоречия), пытаться их разрешить и приходить к чему-либо новому поспособствовала развитию субъективной диалектики. Это несомненный плюс в сторону развития античной философии и философии как таковой вообще. Сократ был высоко оценен как Платоном, так и позднее Гегелем, особенно его метод ведения дискуссии.

Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot

Рекомендуемые статьи

03.06.2024

Эпоха эллинизма

31.05.2024

Платон

08.06.2024

Возникновение схоластики

26.07.2024

Стоицизм: современный метод против депрессии или философское течение?

30.11.2023

Милетская школа

23.06.2024

Ранняя схоластика и спор об универсалиях

Комментарии