Аристотель

02.06.2024

~3мин

От платоновской пещеры до кабинета Маркса

Аристотель для нас ценен тем, что всю предшествующую философию он обобщил и структурировал в единую логическую систему. Он родился в 384 г. до н. э. в Стагире (потому в средневековых текстах его часто называли Стагиритом) в Македонии в семье придворного лекаря. Его отец служил при дворе македонского царя Аминта II. В семье Аристотель приобрел определенные знания и интерес к естествознанию, а в 17 лет под влиянием слухов о платоновской Академии покинул отчий дом и отправился в Афины, где стал учеником Платона.

В Академии Аристотель провел 20 лет. Сначала он впитывал идеи Платона, но позже занял критическую позицию по отношению к ним. По собственным убеждениям он решил покинуть Академию. Сначала он отправился в Атарней, но позже по приказу царя Филиппа II Македонского переселяется в Пеллу, где становится учителем Александра Македонского. Когда его ученик придет к власти, их отношения с Аристотелем значительно похолодают из-за завоевательной политики Александра. Позже Аристотель вернется в Афины и будет преподавать свою философию в Ликее. Здесь во время прогулок он будет излагать ученикам проблемы философии, вопросы общественных и естественных наук. Его философию иногда называют перипатетической (от слова перипатео — прогуливаюсь).

Во второй половине IV века до н. э. в Афинах соперничали две партии — одна была за сближение с Македонией, другая против. Аристотель разделял взгляды первых. После смерти Александра Македонского Аристотелю пришлось покинуть Афины, так как к власти пришел антимакедонский правитель. Он отправился в Халкиду, на остров Эвбей, где умер в 322 г. до н. э.

За всю жизнь Аристотель написал более 150 научных трудов, но до наших времен дошло не так много. В своих трудах он систематизировал все доступные его времени знания, из-за чего его также можно назвать историком философии. Все труды можно разделить на несколько тематических групп:

  1. вопросы онтологического характера (трактат «Метафизика»);
  2. вопросы философии природы и естественных наук («Физика», «О небе», «О возникновении и гибели», «Метеорология», «О возникновении животных» и др.);
  3. вопросы проблематики обществознания («Политика», «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Риторика», «Поэтика» и др.);
  4. труды по логике и методологии («Органон», который содержит «Категории», «Об объяснении», «Первые аналитики», «Вторые аналитики», «Топики», «О софистических доказательствах»).

Основа всякого бытия, по Аристотелю, - первая материя. Она принципиально неопределима теми категориями, которыми человек определяет конкретное состояние сущего. Первая материя формирует только «потенциальную» предпосылку существования, поэтому ее нельзя отождествлять с самим бытием или с его частью, хоть она и является основой бытия.

image1.jpeg

Простейшей определенностью первой материи являются 4 элемента — вода, огонь, воздух, земля. Они являются промежуточным этапом, ступенью, слоем между чувственно непостижимой первой материей и чувственно воспринимаемым миром. У четырех элементов (их изучением занимается физика) имеются противоположные свойства — тепло и холод, влажность и сухость. По Аристотелю, соединение этих свойств характеризует сами элементы, частью которых они (свойства) являются. Так как 4 элемента являются модификацией первой материи, то они могут заменять друг друга. Чувственно воспринимаемый мир и вещи в нем являются результатом взаимодействия этих элементов. Из этой логики следует, что изучение физики позволит постичь суть первой материи.

«Конкретные, существующие (чувственно воспринимаемые) вещи являются результатом взаимодействия всевозможных комбинаций этих элементов. В отличие от первой материи они (как конкретное бытие) постижимы и определимы посредством основных категорий. Они суть соединения материи (гиле) и образа, формы (эйдос, морфе). Форма, по Аристотелю, образует из потенциального бытия (первой материи, четырех основных элементов) действительное, реальное бытие. Действительное бытие, таким образом, представляет собой единство материи и формы».

Аристотель таким образом преодолевает пропасть между материальным и идеальным, рассматривает их неразрывно друг от друга и не ставит одно выше другого. Изучая чувственно воспринимаемый мир и вещи в нем, Аристотель выводит понятия первой и второй (вторичной) сущности. Первая сущность — это вещь как таковая, индивидуальное неделимое чувственно познаваемое конкретное бытие, субстрат, «то, в чем сказывается все остальное, в то время как сам он уже не сказывается в другом». Вторая сущность производна от первой, она не постигает конкретное индивидуальное бытие, но является родовым либо видовым определением. Аристотель писал, что «вторичными сущностями названы те, в которых, как в видах и родах, содержатся первые сущности». Первая сущность конкретна, с ней можно что-либо сделать. Вторая сущность абстрактна, можно сказать, универсальна.

Приведем пример. У вас есть коробка конфет, она красного цвета, без рисунка, 60 см в длину, 20 см в ширину и 5 см в высоту. Вам подарил ее конкретный человек на конкретный случай и в конкретное время. Сейчас мы имеем дело с первой сущностью, где в каждом пункте фигурируют конкретные данные. Вторая сущность — сама идея коробки, ее определение и вид — производна от того, что мы сказали выше. В этой коробке конфет сказывается все остальное бытие — цвет, размер, содержимое, время, случай и т. д. - но сама эта коробка конфет уже не сказывается в цвете, размере, содержимом, времени, случае и т. д. Если собрать миллионы разных коробок, то мы сможем отметить в них нечто общее. Это абстрактное нечто общее и есть вторая сущность. В отличие от Платона, Аристотель подчеркивал приоритет индивидуального чувственно воспринимаемого, от которого можно сделать шаг к общему познанию.

Движение Аристотель связывает с конкретными формами бытия, поэтому «движения помимо вещей не существует». Также он считал его вечным. Касательно источника движения Аристотель полагает, что движение присуще вещам и является самодвижением, но также возможно, что запустил движение некий неподвижный первый двигатель — бог. Недвижение таким образом породило движение, причем поддерживает его. Но, по Аристотелю, движение связано с конкретным бытием, значит недвижение — это небытие. Небытие запустило бытие. Он писал: «А так как то, что и движется, и движет, занимает промежуточное положение, то имеется нечто, что движет, не будучи приведено в движение; оно вечно и есть сущность и деятельность».

Аристотель выделял несколько видов движения: возникновение, гибель, увеличение, уменьшение, перемена и изменение места. Движение, по Аристотелю, связано с изменением, и само изменение тоже подразделяется на виды: относящиеся к сущности, количеству, качеству и месту. Также он отмечал, что движение, относящееся к сущности, не может быть действительным, если в нем нет «противного», противоположного, то есть движение существует только тогда, когда существуют противоположности. Движение является переходом от возможности в действительность, универсальным свойством сущего. Материя и форма находятся во взаимосвязи: материи свойственно двигаться — воплощать форму в реальность. Аристотель писал в «Категориях»:

«Противным движению является просто покой. Противным отдельных движений являются отдельные движения, возникновению — гибель, увеличению — уменьшение, а изменению места — покой на месте. Наибольшая противоположность — это изменение противоположных мест, например движение вниз — движению вверх и движение вверх — движению вниз».

Продвинулся Аристотель и в вопросах пространства и времени. Он отмечает тесную связь конкретного бытия и времени, связывает время и движение. «Время, таким образом, - говорил он, - есть число движения в отношении к предыдущему и последующему и, принадлежа непрерывному, само не прерывно — это ясно». Пространство, как и время, он так же связывает с движением. Он понимает пространство как особую необходимую реальность, которая проявляется в движении тел, однако сама не зависит от них. В этом плане Аристотель понимает пространство метафизически. Фактически пространство, исходя из его концепции, тоже бог — первый неподвижный двигатель, который не зависит от вещей, но проявляется в них.

image2.jpeg

Идеалистические и материалистические черты его философии можно увидеть в его концепции причинности. Он различает 4 основных вида причин: материальную, формальную, активную, конечную. В «Истории философии в кратком изложении» приводится метод понимания и познания сущего с помощью категорий причинности Аристотеля:

«Материальная причина содержится в самой первой материи, в ее характере. В этом смысле она выступает так же, как и потенциальная причина. Формальная причина соединена с формой как активным принципом, который творит из материи (как потенциал бытия) «истинную реальность». Активная, или воздействующая (движущая), причина также соединена с источником движения и с процессом собственно перехода возможности в действительность. Наиболее высоко Аристотель ставит целевую, или конечную, причину, которая объясняет цель и смысл движения.

Для понимания и объяснения сущего необходимо познать все виды причин».

В учебнике также отмечается, что один вид причин не равен другому. Из учения Аристотеля следует, что понятие формальных причин важнее познания материальных причин, и что для познания мира важно познание цели того или иного развития и движения. Исходя из этого, можно сделать вывод, что можно полностью познать только завершенный объект. Несмотря на метафизический и идеалистический характер некоторых положений Аристотеля, они несут в себе зерна материалистического и диалектического понимания мира.

Касательно души Аристотель считает, что она присуща всем объектам живой природы: «деятельность души обусловлена состоянием тела», «душа не существует без материи». Эти вопросы он разбирает в трактате «О душе». В этом весьма материалистичном подходе к понятию души однако можно встретить и платоновские идеи: «одушевленное существо состоит прежде всего из души и тела; душа по своей воле является господствующим принципом, тело — принцип подчиненный». Здесь субъективный фактор стоит выше объективного, этот же фактор будет превышать объективный и в последующих философских концепциях. В этом плане душа — это форма или «первая энтелехия», как писал Аристотель, которая воплощается в мир, реализуется материально. Энтелехия — это внутренняя сила, которая воплощает потенциальную возможность в действительность, приводит к реализации цели.

Аристотель разделяет душу на три уровня: вегетативный (преобладает у растений), чувственный (преобладает у животных) и разумный (присущ лишь человеку). Разумная душа мыслит и познает, и это является ее привилегией. Ощущения неотрывны от тела, но разуму «лучше не быть связанным с телом». Концепция разумной души походит на воззрения Платона по этому поводу — душа изначально существовала в мире идей и оттуда черпала свои знания, поэтому, чтобы познать мир, она должна вернуться в этот мир идей, отделиться от тела.

Основой познания Аристотель считает чувственное познание. С помощью него мы познаем первые сущности — конкретное индивидуальное бытие. Наравне с этим Аристотель отдает предпочтение познанию общих истин и взаимосвязей, то есть познанию вторичных сущностей, так как «постижение общего является привилегией разума, который, подобно чувствам, черпающим из реальности, черпает из чувственного опыта».

Познание — это развивающийся процесс. От простейших единичных конкретных чувственных данных он переходит к абстрактным общим понятиям. Таким образом ограниченное чувственное познание должно перерастать в научное познание и постигать общее. Если все это привязать к не метафизическому времени и пространству, добавить обратную дорогу познания от общего к конкретному, закольцевать этот процесс — получим огромный шаг к диалектическому познанию бытия. Но во времена Аристотеля это еще было немыслимо, и его теория познания для тех времен и без того большой прогресс. Мышление, по Аристотелю, необходимо сопоставлять с практической деятельностью, общее можно познать не с помощью «воспоминаний души», но с помощью конкретного бытия. Нужно постоянно проводить и перепроверять связь между конкретным предметом и его понятием — между первой и второй сущностями.

Научное познание Аристотель отличал от мнения. Оба понятия исходят из чувственных данных, но научное познание стремится познать всеобщее, а мнение, единичное и случайное, останавливается на чувственном, является совокупностью случайных фактов, и оттого не может перейти к более высокому этапу познания. Можно сказать так - исключение из правил не есть правило, но есть случайность. Исходя лишь из одного исключения нельзя постичь общие правила.
Теория познания Аристотеля вытекает в его концепцию логики. Научное познание не ограничивается эмпирическими данными. Теоретическое познание является самобытным, и его требуется защищать от пустой спекулятивности. Аристотель показывает эту пустую спекулятивность на примере идей Платона. В своей критике он пишет, что концепция о мире идей мало того что не способствует пониманию конкретного бытия, но и затемняет конкретное бытие. Ленин отмечал, что Аристотель не просто критиковал концепции Платона, но тем самым критиковал идеализм вообще. Логику Аристотель считал орудием научного познания (отсюда название его трудов по логике «Органон» - орудие). Отец формальной логики заложил теоретические основы, которые почти 2000 лет определяли ее развитие как науки. Именно Аристотель сформулировал закон исключенного третьего и закон противоречия.

«Закон противоречия в сущности гласит, что при неизменных условиях невозможно, чтобы были одновременно истинными и некоторое высказывание, и его отрицание. Закон исключенного третьего объясняет тот факт, что из двух взаимно противоположных суждений в данных условиях истинным может быть только одно».

Не менее важным вкладом в развитие логического мышление является теория силлогизма — дедуктивное умозаключение (от общих положений к частному), состоящее из двух фактов и одного вывода. Пример: всякий человек смертен (факт), Сократ — человек (факт), Сократ смертен (вывод).

«Огромное значение имели и взгляды Аристотеля по вопросам дефиниций и определения, равно как и взгляды, которые в современных терминах можно определить как касающиеся образования, построения научных систем. В них Аристотель подходит к двум основным принципам. Первый принцип — убеждение, что доказательство может быть доказательством лишь тогда, когда оно реализовано необходимым числом шагов. В каждом научном положении следует исходить из неких очевидных утверждений, которые принимаются без каких-либо (научных) доказательств или обоснований. В случае, когда теория строится дедуктивно, такие очевидно ясные утверждения можно считать аксиомами. И второй принцип, который также тесно связан с теорией категорического силлогизма, свидетельствует о необходимости принимать правила, гарантирующие формальную правильность выводов. Эти два принципа характеризуют не только значение Аристотелевой дедуктивной логики, но и его подход к построению дедуктивной научной теории».

Аристотель старался рассмотреть многие стороны бытия и не обошел стороной общественное устройство. Прежде чем изложить свои взгляды об идеальном государстве в трактате «Политика», он изучил обширный материал по истории и политическому устройству Греции того времени. В этом плане он остается верным своему подходу — сначала изучить конкретное бытие по вопросу общественного устройства, а после перейти к общей идее государства. Однако его идеи были классово детерминированы, а он принадлежал к классу рабовладельцев.

Аристотель рассматривал человека как общественное существо. Построение государства, управление им и жизнь в нем — естественная потребность человека. Государство, по Аристотелю, - это развитое сообщество общин, семей, поэтому формы организации государства в его концепции во многом схожи с организацией семьи. Сущность государства он видит в политическом единении людей, именно в этом единении есть благо. Аристотель защищает рабовладельческое устройство общество, что соответствует его классовому положению и политэкономической реальности того времени. Несмотря на это, он отмечает и нарастающий кризис в рабовладельческой формации.

Общество свободных людей, по Аристотелю, делится на три основных класса граждан: очень богатые, средние, бедные. Последние являются гражданами «второй категории». Большое богатство Аристотель считает противоестественным. Поэтому для благополучия государства в обществе должен преобладать средний класс. Дело в том, что средний класс в свое время действительно был опорой рабовладельческих греческих государств, поэтому Аристотель дает этому классу роль спасителя рабовладельческого строя.

«Аристотель различает три хорошие и три дурные формы государства, последние возникают как деформация хороших. Здесь речь идет об определенной классификации изученных им законов. Хорошими он считает монархию, аристократию и политею. Плохими — тиранию (возникающую как деформация монархии), олигархию (деформация аристократии) и демократию (деформация политеи).
Основными задачами государства Аристотель считает предотвращение чрезмерного накопления имущества граждан, чрезмерного роста политической власти личности и удержание рабов в повиновении. Он отвергает спекулятивное «идеальное государство» Платона. Идеальным он считает такое государство, которое обеспечивает максимально возможную меру счастливой жизни для наибольшего числа рабовладельцев. Рабов и свободную бедноту он считает политически бесправными. Остальные свободные граждане (состоятельные) обязаны принимать участие в делах государства».

Частная собственность на орудия труда — основа идеального государства Аристотеля. Также государство должно требовать от своих граждан (рабы, естественно, не относились к этой категории) добродетелей, пренебрежение которыми будет стоить обществу благополучия. Добродетели делятся на две группы: дианоэтические (разумные) и этические (характер человека). Первые возникают при обучении, вторые - в ходе формирования привычек. Аристотель отвергает крайности, добродетельный гражданин не должен быть слишком богатым или слишком бедным. Собственно, он должен принадлежать среднему классу. Основа благополучной жизни — умеренность. Гражданин идеального государства Аристотеля должен вести достойную, наполненную практическим и теоретическим опытом, жизнь. Стремление к безграничной власти или наслаждениям, по нему, — удел рабски мыслящих людей.

Касательно искусства у Платона и Аристотеля противоположные воззрения. Если Платон считал искусство бесполезным явлением, которое подражает миру материальному, а не миру идей, то Аристотель относил искусство наравне с наукой к высшим ступеням человеческой деятельности. Искусство обозначает конкретное бытие, отражает его в своих произведениях. Поэтому оно бывает иногда правдивее истории. Как материя соотносится с формой, так и содержание материи соотносится с формой произведения. Форма как активный принцип творит из материи - пассивного принципа - действительность. Форма произведения отражает содержание материи.

Многие современные науки имеют свое начало в произведениях Аристотеля, поэтому его творчество является вершиной не только античной философии, но и всего древнего мира.

Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot

Рекомендуемые статьи

30.11.2023

Милетская школа

28.05.2024

Софисты

03.07.2024

Расцвет схоластики

23.06.2024

Ранняя схоластика и спор об универсалиях

04.06.2024

Римская философия

13.09.2024

Люди стали друг другу чужими или эгоизм нам дан от природы?

Комментарии