Эмпедокл и Анаксагор
26.05.2024
От платоновской пещеры до кабинета Маркса
Античная философия переходит на новый этап своего развития вместе с такими выдающимися философами, как Эмпедокл и Анаксагор. Эмпедокл близок к стихийному материализму, однако по поводу первоматерии он выдвигает теорию четырех стихий. Эти четыре исходных принципа (огонь, вода, земля, воздух), по его мнению, являются корнями всякого бытия. В некотором роде эта позиция схожа с позицией Зенона и других элеатов, такая позиция встречается и у пифагорейцев. Однако выше перечисленные понимали четыре стихии как виды материи, что к этим видам материи можно сводить только чувственный, более простой, мир, но никак не подлинный.
По Эмпедоклу, четыре стихии пассивны, и движут ими две силы — любовь и вражда. Движущий принцип в этом случае отделен от материи, потому вполне себе можно говорить о дуализме Эмпедокла. Дуализм — это неразрывное сосуществование двух начал (силы, принципа, природы и т.д.) в чем-либо, несводимых друг к другу или даже противоположных. У Эмпедокла дуализм проявляется в том, что материя сама по себе неподвижна, и в ней содержатся две противоборствующие силы. Поэтому можно говорить, что движение в его понимании является стихийно-материалистическим, но по сути своей механистическим.
«Дуализм Эмпедокла является основой объяснения, интерпретации сущего. Сущее образуют четыре пассивные стихии материального характера и две основные противоположные силы — любовь (дружба) и вражда (ненависть), которые тоже имеют более или менее материальный характер и способствуют неустанному соединению и разъединению мельчайших частей основных стихий. Движение, вызванное любовью и враждой, в понимании Эмпедокла, нельзя отождествлять с притяжением и отталкиванием. Любовь в его концепции разделяет однородное и соединяет разнородное и таким образом «из многого делает одно». Напротив, вражда разделяет разнородное и соединяет однородное и так «из одного делает многое».
Эмпедокл считал мир несотворимым и неучничтожимым, как и четыре стихии не могут ни возникать, ни уничтожаться. Эти свойства присущи только их соединениям. Также он отвергал существование пустоты и считал, что все вещи лишь меняются местами, занимают места друг друга. В своей космогонической теории Эмпедокл интуитивно подходит к современному термину «естественный отбор». В его концепции возникшие тела случайным образом соединялись, «возникали чудовища с двумя лицами и двойной грудью», а позже бесполезные части тел отмирали за ненадобностью.
Теория познания Эмпедокла построена по принципу «познание подобного подобным». Он аргументировал это тем, что в человеке содержатся те же стихии, из которых состоит мир. По этой теории, мир познаваем. Эмпедокл — сторонник чувственного познания в отличие от элеатов, которые превозносили или даже абсолютизировали рациональное познание. Аристотель пишет в своих сочинениях:
«А вообще же из-за того, что разумение они отождествляют с чувственным восприятием, а это последнее считают неким изменением, им приходится объявлять истинным всё, что является чувствам. На этом основании прониклись подобного рода взглядами и Эмпедокл, и Демокрит, и чуть ли не каждый из остальных философов. В самом деле, и Эмпедокл утверждает, что с изменением нашего состояния меняется и наше разумение:
«Разум растет у людей в соответствии с мира познаньем»
А в другом месте он говорит:
«И поскольку другими они становились,
Всегда уж также и мысли другие им приходили...»».
В воззрениях Эмпедокла можно найти зерна диалектического мышления, например, в роли любви и вражды, несмотря на то, что они заключены в механистические рамки. Возникновение и развитие он сводит к проблематике количественных изменений.
Философия Анаксагора, как и у многих философов того времени, имеет стихийно-материалистичный характер. Что касается первоосновы мира, то ею он считал бесконечное множество материальных малых частиц, качественно различных между собой. Их он называл семена вещей (гомеомерии). Любое движение и развитие он связывал с этими семенами вещей и говорил, что они присутствуют в каждом объекте, из-за чего человечество способно постичь и получить нечто новое.
«Так, у Анаксагора мы впервые встречаемся с плюрализмом (признанием множества сущностей), причем с плюрализмом, имеющим нематериалистический характер, ибо «как бы мог возникнуть из неволоса волос и мясо из немяса?»».
В концепции появления новых вещей Анаксогор определил и взаимообусловленность вещей: «Не отлучены друг от друга вещи в едином мире, не отрублены топором ни тепло от холода, ни холод от тепла». Своей теорией он решает две проблемы: отношение единства и многообразия сущего; проблема возникновения и гибели с позиции вечного и неизменного бытия. Многообразие определено гомеомериями, которые сами по себе различны и содержатся в разных вещах. Возникновение и гибель определяются, как соединение (возникновение) и разъединение (упадок или гибель) гомеомерий.
И несмотря на это, семена вещей как основу мира он считает неподвижными, а в движение их приводит нус, то есть разум. Разум является одновременно и движущей силой, и причиной всех вещей, духовным принципом упорядочения материального мира. Анаксагор в отличие от Эмпедокла считал, что разное должно познаваться разным: «...то, что одинаково тепло или одинаково холодно, ни нагревает, ни охлаждает...». Он считал чувственное познание выше рационального, однако не абсолютизировал его, а в некоторых случаях даже критиковал: «Из-за их [чувств — прим. ред.] слабости мы не можем судить об истине».
Стихийный материализм обоих представителей явился важной ступенью развития греческой философии. Дуализм Анаксагора до сих пор напитывает различные философские течения как материалистов, так и идеалистов. Гомеомерии стали проводником к позднейшему атомизму, который считается вершиной античного материализма.
Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot
Комментарии